nordriclub

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » nordriclub » Паспортный стол » Паспорт костюма Ketik - 11 век, мари


Паспорт костюма Ketik - 11 век, мари

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Тоже хочу выложится. Впервые в жизни так сказать. На вашем форуме, т.к. тут процент адекватных и по делу говорящих людей очень велик, что весьма радует(даааа, подмазываюсь!).
Паспорт костюма:
Народность: мари
Датировка: начало 11го века
Социальный статус: точно, но коротко его охарактеризовать не получится, поэтому информация ниже.

Костюм сделан на основе погребения № 5 могильника Нижняя Стрелка и погребения №5 Веселовского могильника. Возможность сборки вещей из этих погребений в единый комплекс предусматривается благодаря тому, что оба погребения являются трупоположениями и в них погребены женщины с одинаковым головным убором, и схожим набором украшений в костюме, что говорит о их примерно равном социальном положении.

Одежда:
Нижняя рубашка: Лен, саржевое переплетение. Крой этнографический, т.к. из находок есть только разрозненные кусочки тканей в различных погребениях и остатки рукава(Нижняя стрелка, один из кенотафов), по которому было определено наличие ластовицы. Интересно, что среди находок льняных тканей в марийских погребениях, преобладают именно ткани саржевого переплетения(2/2, диагональ). Ткань обычно очень хорошего качества, предположительно не местного производства. Льняные ткани сопровождают обычно богатые погребения, в более бедных преобладает грубая шерсть, полотняного переплетения, неравномерность нитей утка и основы говорит о том, что скорее всего она была сделана на вертикальном ткацком стане.
Интересным элементом является кожаный П-образный нагрудник. К нему крепились украшения: шумящие подвески, сюльгамы. В погребении №5 Веселовского могильника остатки нагрудника найдены около бедра погребенной, видимо эта рубашка была положена как дар.
Кафтан: Материал: телячья кожа. Крой восстановлен по зарисовкам из рукописного отчета А. Х. Халикова по Веселовскому могильнику. Насколько это было возможно само собой). Говорят этот кафтан был реставрирован и висит в ГИМе… Но более о нем ничего не известно.
Штаны: крой этнографический. Материал? Лен саржевого переплетения. Использование их объясняется: 1)Более близкими культурными связями мари с кочевыми народностями, чем с европейскими соседями.
2) Длина руконструируемой одежды предполагает их наличие.
3)Образ жизни также предполагает их наличие(в женских погребениях не единичные находки стрел, копий, остатков колчанов, сулиц, и топоров, о да)). Видимо женщины тоже занимались промыслами вроде охоты =).
4)Этнографически марийки носят штаны.
Чулки шерстяные, вязаные иглой, крашеные в желтый цвет: в погребении №5 Веселовского могильника Халиков упоминает чулки, до колена, вязаные, крашеные в желтый цвет. Увы, больше данных нет. По Нижней стрелке образцы вязки не попадались, только несколько нитей на остатках тапочки, по которым нельзя сказать что-то конкретное. Посему тоже только «версия», ибо вид вязания точно угадать невозможно. =(
Тапки: даже не знаю как это охарактеризовать, не то модификация поршней, не то мокасины =). Реконструкция тапочек, сделана достаточно достоверно, по остаткам обуви из Нижней стрелки. Крой восстанавливаем полностью.
Головной убор: 1)Платок: шелк, саржевое переплетение. К сожалению как именно он носился сказать точно нельзя, т.к. сохранились лишь остатки на венчиках  и шейных гривнах. Есть вариант ношения поверх платка и венчика войлочной шапки с меховой опушкой. 2)Очелье: пока обычное, кожаное. Находки многочисленны, можно сказать типичная вещь. Были либо просто кожаными, либо из бересты, обтянутые кожей. Иногда дополнялись чеканными пришитыми пластинками(2 экземпляра). Также в головном уборе могли присутствовать цепочки из медной или бронзовой проволки, которые обворачивались вокруг головы поверх очелья. Проволочные височные кольца: реконструкция по 5му погребению Нижней стрелки.
Имитация кинжала: реконструкция, погр.5 Веселовский могильник. Вещь скорее всего носила статусный характер, т.к. внутри украшенных ножен подобного типа почти всегда находят ножи с очень коротким и тупым лезвием.
Сумочка кожаная: крой типичный для данной территории, восстановлен по остаткам сумочки из Нижней стрелки. Должна быть украшена так же как тапки, т.е. расшита проволкой. Будет. Но к лету вероятно.)
Ожерелье с пронизками: реконструкция, погр.5 Нижняя стрелка.
Пояс наборный, реконструкция, погр.5 Нижняя Стрелка. На фото его нет, был еще не сделан. Лежит в виде бляшек. )
+там еще мелочевка типа кресала, копоушки….

Общий вид такой:http://cs1351.vkontakte.ru/u3257066/14200580/x_4cdec365.jpg
Фото вещей с оригиналами(где возможно)нужно?

0

2

Офигеть.
Выглядит просто блеск.
Самое замечательное - что это не типовая работа - а полный эксклюзив.
Мы то что тут можем сказать - про мари  будем узнавать у вас :-)
Чтение паспорта доставило удовольствие от новизны информации. И главное все подано так искренне.
Спасибо. Еслиб вы досыпали немного оригинальных вещей - вообще было бы здорово.
А какой разброс по датировкам? Вот например тапок и "кафтана"?
Колчаны и сулицы в женских погребениях трактуются как предметы для жизни или может это вотичные дары или дары для умершей или дары не отданные умершей тому кому она их готовила - тюею есть ли что по погребальному обряду??
Вы сами конструировали  (штанов к примеру)  крой вещей или есть публикации? Чем продиктован выбор материала на штаны?

Я не доколебываюсь, мне просто дико интересно это все. Давай вынесем в отдельную тему?

0

3

С погребальным обрядом там своя заморочка:
Вещи в погребениях часто носят следы починки, так например заплатки на обуви. Т.е. одежду на погребенного одевали ту, которую он носил при жизни. + Предметы раскладывались в порядке ношения. А сопутствующий погребению инвентарь обычно отражает род прижизненных занятий погребенного. Особенно это по могилам литейщиков прослеживается, и "ведьм", где находят собственно литейные формы, заготовки, а у "ведьм" мерные ложечки, "чертовы пальцы".  Так что остатки колчана вероятнее всего указывают на то, что при жизни тетка занималась охотой.
Разброса в датировках вещей нет, все на начало 11го.
Конструировать крой пришлось самостоятельно, как для женского костюма, так и для мужского. Т.к. до нас с моей второй половинкой этой темой никто не занимался, в том числе и из историков. :( Выбор материала на штаны решился просто: выбрана самая распространенная из тканей(для более или менее богатых погребений)
А на форуме картинки можно только с других интернет-ресурсов выкладывать? Так-то можно сделать подборочку.

0

4

Понятно.
Комплекс мне очень понравился.
Именно тем что это новая, эксклюзивная разработка.
Спасибо автору за работу!

0

5

Немножко дополню Ольгу. Касательно кроев рубах-опирались на небольшие кусочки полученные из археологии, а потом "накладывали" эти кусочки на архаичный крой и искали совпадения. Пока что это единственный метод позволяющий хоть как-то предположить одежду раннесредневековых мари. Посчет штанов:крой -чистая этнография (дает довольно типовую выкройку). Крой кафтана(запашной верхней одежды) основан на находке довольно крупного куска(не нем присутствует боковой клин, детали спинки, переда) из Веселовского Могильника. В остальном аналогично рубахе. Просмотрели этнографическую инфу по кафтанам- нашли совпадение...применили. Как то так.  Ценность комплексов в том, что они разрабатыаются исходя из данных , что называется "из первых рук"(т.е. непосредственно находок, либо рукописных отчетов и публикаций). Обувь из Нижней стрелки восстановлена нами впервые. нам лично удалось поработать с остатками и выяснить крой и декор. Думаю к лету будут составлены полные и подробные паспорта и на Ольгин(женский) и на мой (мужской) комплекс, потому как практически каждый предмет комплекса требует всесторонего рассмотрения и описания. При определенном желании можно будет полистать, покритиковать;) и задать интересующие вопросы.
В интернет полные данные мы с Ольгой решили не выкладывать по причине конфеденциальности некоторой информации(обещание данное археологам помогающим нам доступом к коллекции).
П.С. В некоторых предметах приходится заменять материал на более дешевый(листовое серебро на медь)по причине невозможности у нас достать по разумным ценам оное.

0

6

Мне Кетик сразу понравилась в своем наряде - такая прикольная. И выглядит все гармонично. Вот еще Монгол поднатужится и сделает ей гребень (насколько это возможно по той фотографии которую она присала:))) - так она еще и рассчесываться начнет:))

0

7

Инна, Кетик тебе сразу понравилась, потому, что смахивает на аланку :-)) Все просто :-))

0

8

Черт, это ты верно:)) Ну и рыже-терракотовые оттенки меня подкупают. Я очень симпатизирую людям одетым в такие тона:))) Ничего не могу с собой поделать - слабость.

0


Вы здесь » nordriclub » Паспортный стол » Паспорт костюма Ketik - 11 век, мари