nordriclub

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » nordriclub » Вопросы по реконструкции » Латгалы. Наплечное покрывало - вилайне.


Латгалы. Наплечное покрывало - вилайне.

Сообщений 1 страница 30 из 44

1

Это наплечное покрывало, одна из важнейших частей балтского вообще,  и латгальского в частности костюма. Наплечные покрывала или несшитые некроеные плащи известны с самых древних времен, и только  Прибалтика является историко-этнографическим районом, где ношение наплечного покрывала известно до ХХ века.

Известные балтские современные наименования наплечного покрывала:
Латышские названия – вилайне, сагша, снатене.
Эстонские – сыба, кырик, вайп, палакс.
Литовские – скара, скепета.
Граница Литвы и Латвии – вилноне.
Эстония, район Выру и Валке – виллан.

Известны еще следующие разновидности вилайне – маргине. Это клетчатое покрывало, которое в Литве носили на плечах, а в Латвии – как несшитую поясную одежду маргине.
Льняные же покрывала носили не только на плечах, они сходны с полотенчатым головным убором славян намиткой. В Эстонии их называют линик, в Латвии – аутс, в Литве – пануомятис.

Носили вилайне на плечах, закалывая круглой фибулой- сактом низко под грудью (чтоб были видны шейные украшения) или же оставляют свободной одну руку, закрепляя покрывало сактом на плече или на боку.

Древнейшие фрагменты вилайне известны по погребениям латгалов, селов и земгалов начиная с 7 века. А начиная с 10 века появляются находки вилайне ливов (С.И. Рыжкова, 2002). Сохранились эти фрагменты благодаря наличию бронзовых и оловянных украшений, а так же плотной, витой на дощечках кайме «целайне».  Самобытность и своеобразие окраски и украшений на вилайне позволяет отличить покрывало балтов и ливов. Лучше всего сохрани лись и представлены многочисленными находками вилайне латгалов, селов и ливов, земгалы мало украшали свои вилайне, а курши сжигали своих усопших. Восстановить размеры вилайне стало возможным благодаря ритуалу накрывания тела одним или несколькими покрывалами при ингумации. Размеры вилайне латгалов, селов и земгалов 7-12 вв. – 60 (90) х 110 (130) см., куршей  9 в – 110 х  210 см, ливов и финнов 70(90) х  150 (160) см.(Зариня, 1970). В целом, учитывая антропологические изменения, произошедшие за это время, для изготовления вилайне под современного человека возможно пользоваться пропорцией для прямоугольника, стороны которого относятся одна к другой как 2:3.
Мы не будем в рамках этого небольшого сообщения вникать в особенности разновидностей  балтских вилайне, а подробно остановимся на способах производства и украшения латгальских покрывал.

0

2

Технологические характеристики сырья (волокно, пряжа и окраска).

Вилайне изготавливали из шерсти (реже полушерсти, где в основе был лен). При раскопках асотского городища было идентифицировано 106 особей мелкого рогатого скота, и если учесть, то, что археологические образцы текстиля из латгальских могильников определены как образцы изготовленные из овечьей шерсти, то эти особи скорее всего и  являлись овцами, а не козами. Э.Д. Шнорре установлено, что овцы с латгальских территорий мельче по размеру овец сопредельных областей, и, соответственно, менее продуктивны.
По данным А. Зарини, исследовавшей текстиль нукшинского могильника, вилайне ткались из шерстяных нетрощеных нитей. Как уток, так и основа были выпрядены в правую сторону (“Z” –крутка). Нити довольно грубые. Основа тониной 1 -1,5 мм спрядена круче утка. Тонина нитей утка больше – 1,5 -2 мм, нити спрядены рыхло.
В большинстве случаев цвет археологических образцов вилайне трудно определим из за того, что сохранились фрагменты плотно прилегающие к бронзовым украшениями поэтому все волокна в окислах. Однако, анализы, проведенные в Музее истории Латвии, показали наличие шерстяных волокон, окрашенных индиготином. Темный цвет индиго хорошо контрастирует с бронзовыми украшениями, создавая эффект звездного неба. В латышском языке есть обозначение наплечных покрывал, с указанием на цвет. Их называют мелене, мелё вилайне – видимо название указывает на растение Isatis tinctoria, вайду красильную, единственный на территории древней Латвии доступный индигонос. Хотя А. Зариня  предлагает иную этимологию, от «мёле» - «язык» (звенящие трапециевидные подвески, которыми украшали края вилайне.
Так же в латгальских могильниках встречаются некрашеные вилайне.

0

3

Технологические характеристики ткани вилайне.
Вилайне сотканы саржей в четыре, очень редко в 3 ремизки. Ткань довольно рыхлая. Средняя плотность нитей основы на 1 см – 7-8, а утка – 5-6нитей на 1 см.
Боковые кромки присутствуют в двух вариантах – трубчатая и целайне (ткачество на дощечках). Ели боковая кромка выполнена в технике целайне – то нити основы, ее составляющих – скручены в 2раза, в левом направлении. Эти нити контрастны синей вилайне по цвету (желтые, красные). Стартовой кромки на вилайне нет. Ее заменяют 2 финальные, изготовленные после съема изделия со станка. Нити основы делят на пасма по 4 нити и продевают в бронзовые спиральки-пронизки. После эти пасма служат утком к финальной целайне, пасма трижды прокладывают в уточном направлении, привязывая для красоты и контраста через каждые 10-20 см цветные дополнительные кисти. Нити целайне заправляют в 4 дырочки табличек и проворачивают сразу на половину, для того чтобы лучше укрепить край покрывала. Нити в таблички заправляют таким образом, чтобы при поворотах образовывался рисунок елочка. Концы основы вилайне, протканные сквозь целайне  - образуют бахрому на 5-8 см.

0

4

Бронзовые украшения вилайне
Для украшения латгальских вилайне употребляли бронзовые пластинчатые колечки и бронзовые спиральки–пронизки. При раскопках Нукшинского могильника было обнаружено 5 экземпляров вилайне украшенных одними лишь колечками и 1 экземпляр, украшенный только лишь спиральками.
Колечки изготавливали из длинных четырехугольных бронзовых пластинок или реже из пластинок треугольного поперечного сечения. Встречаются так же колечки из рифленой бронзовой жести. Ширина колечек варьирует от 4-6мм до 7-10мм, в среднем – 6-8мм. Ширина колечек на одной вилайне может сильно различаться. Пластинки просунуты в ткань и согнуты в кольцо, которое охватывает 6-8-10 ниток основы. Промежутки затканы от 5-6  до 8-10 нитями утка.
Спиральные трубочки свиты из тонкой треугольного сечения проволоки. Их диаметр – 5мм. И при длине 2 см они имеют 10-12 оборотов. В каждую пронизку просунуты пасма по 4 нити основы.
Латгальские вилайне можно отличить от ливских по отсутствию оловянных розеток по краю и по отсутствию веерообразных украшений углов, образованных нанизанными на угловые пасма спиральками.

0

5

Орнаментация (ракстс) вилайне
Для вилайне характерен орнамент на основе центрированной композиции, имеющей симметрию, часто эта композиция разворачивается по правилам креста. По центру помещается основной знак, который опоясывают рядами других, поддерживающих знаков.  Вилайне в сколотом виде центрируется иначе, чем в развернутом. Центр композиции оказывается на талии, именно на талии очень уместны знаки Юмиса (плодородия). Неизвестны случаи помещения орнамента в центр поля латгальского  вилайне (по центру спины).

Покрывала латгалов 7-12 вв покрыты геометрическим орнаментом из бронзовых колечек. Именно в этот период сформирован основной массив орнаментальной лексики.
Выделяются три основные зоны орнаментации :
А) короткие края – зона, которая наиболее  демонстративна, ее орнаментировали богато, помимо обязательной каймы, делали знаки кровли и знаки юмиса, направленные в центр вилайне.  Именно на короткие края привязывали ореховый юмис (сдвоенный плод лещины, знак плодородия и обилия).
Б) длинные края – это кайма, которая лежит на плечах и внизу покрывала. Этот край украшали меньше, богато орнаментирован  в вилайне, которые украшены по полю.
И) поле – эту зону украшали не всегда – только в самых роскошных вилайне. На поле вилайне встречаются самые сложные орнаменты – ромбы, ветвящиеся свастики диевса, косые кресты и прочие знаки, наделяющие носящего их разного рода благодатью. Также часто можно видеть поле, украшенное ромбами (из четырех колечек) в шахматном порядке. Такой способ имитирует звездное небо, о чем до сих пор поют в латышских песнях:
«Посреди солнце, вокруг звезды, на краю – месяцок»
«Какую матушка ветра стирает вилайне?\ Кругом звезды, посреди солнце блестит»
«Литовцы мой платочек перебросили через Даугаву\ все четыре угла золотые, посреди солнце и месяцок»
Вилайне четырехугольное, и,  соответствуя четырем сторонам света, имитирует мирозданье. Тканье вилайне приравнивается к космогоническому акту. В Латвии даже есть такой термин ауст гайсму (тканье света).
Вилайне и его красота сравнивается с красотой  и богатством его хозяйки, и, часто в народных песнях вилайне придают эротический  подтекст: «Покажи мне, женишок, восемь пляшущих жеребцов\ А я тебе покажу девятеросложенное вилайне». Вдов в Латвии называют «холодные вилайне».

Вилайне хранили сколотыми и одевали через голову. Заколотое вилайне – защита его хозяйки. До сих пор в песнях сохранились слова, подтверждающие это: «мчись пчелка сложив крыльлья мимо раскидистого дубка\ иди сестрица мимо боярина сколов свои вилайне»

0

6

Титанический Труд.

Когда начнёшь ткать , делай фотки.
Будет фото мануал.
Потом на сайте вывесим.

0

7

Мануал на подходе. Это маленький кусочек теории.
Самое интересное там - окраска вайдой кубовым способом и изготовление тобой колечек.
Кстати это видайне будет сделано из ниток которые куплены в Курске у Волобуева, и спрядены из шерсти которую ты героически пер через 2  МКАДа.

0

8

Я тож на днях выложу мануал.
Сейчас доделываю готландскую гривну для Искандера(которую он подарит своей половине)

0

9

Всё!!  Вчера закончил.
На выходные выложу.

0

10

Мадмуазель, витебское латгальско-кривичское крыло очень хочет с вами подружиться.
И я, как представитель партии и обчественности, от имени народа делаю вам афицияльнае предложение.
О дружбе и междулатгальском сотрудничестве.
:)

0

11

Truggvi Rosti
Ура! Я на фсе сагласная!! Особенно на междулатгальское сотрудничество!
Больше латгалов, хороших и разных!
ЗЫ. Я не мадмуазеля, я мадам :-)

0

12

Вот у меня и первый вопрос к латгаловедам.
КАК ткали вилайне на вертикальном стане? КАК можно сновать основу с тем, чтоб остались хвосты бахромы (и не малые хвосты, а по 20 см и более см.)? (а по археологии бахрома была не только накладная, но до целайне и трубочек она шла от ни тей основы. Финальная то бахрома остается, но вот как быть со стартовой? Это реально сделать только на горизонтальном стане.

Вести с полей. Насновала основу и начала заправку стана.
Потомки, никогда не повторяйте ошибок предков!
Нити должны быть КРЕПКО, ТУГО спрядены. То, что спряла я - ахтунг. Нитки цепляются, шописец. Намотка на вал в 4 руки занимает 3 дня (хотя обычно намотку на вал делала за 3-4 часа). Если опыт тканья первый - то вообще лучше пользоваться покупными нитками.

0

13

Мадам, так мадам.
Первый кантакт будема считать установленным.

Это вопрос скорее к технологам-ткачам.
Пошуршу у наших. Может чё помогут.
Но не очень быстро.

0

14

Кстати о причках.
Давеча отфоткал одну книженцию по латгальской археологии.
Так в ней все представленные вилайны прямоугольной формы и имеют бахрому отлько с двух длинных сторон.

0

15

ну естественно с двух сторон ( с коротких) - бахрома - это нити основы, в которые вставляют пронизки и потом вплетают в целайне (тесьму).
Книга по каким городищам? Лудзенскому или Нукшнинскому? Авторы - Шнорре или Зариня?
Предлагаю обменятся библиотеками по теме :-))

0

16

Не помню, по каким. Приду, гляну.
Обмен-всегда да!
Кстати, у вас часом електронного переводчика с литовского не имеется в закромах там где-нить. А то надо сильно.

0

17

У меня несколько фоток есть. Латгальское вилайне из собраний Эрмитажа, сейчас экспонируется в Калининграде 1,2, 3,4

Отредактировано Tasha (2007-02-06 23:39:04)

0

18

Tasha
огромное Вам спасибо!
Скажите пожалуйста, а есть ли в фондах калининградского музея какой либо текстиль из Каупа? Действует ли еще выставка? Хочу посетить ее. Есть ли сопровождающий из Эрмитажа? Выпущен ли какой либо буклет-каталог выставки?

Трюгви
Переводчик есть только с латышского. Надо? Тока он не погнимает специальных терминов :-(((

0

19

Текстиля из Каупа в музее нет и не будет, потому что на Самбии в этот период существует только обряд трупосожжения.
Есть прусская вышивка 13 века (тоже у нас на сайте висит) и статья на немецком о пригоревшем к черепахе кусочке ткани, как отсканирую могу поделиться. А у вас что-нибудь по балтскому текстилю есть?
Выставка будет действовать до апреля, сопровождающий, насколько я знаю, уехал. Каталог со всеми экспонатами выпущен в черно-белом варианте и продается в музее по 100 руб.

У меня еще вопрос про вилайне - это ведь достаточно обычная одежда, а не погребальная? У нас споры по поводу того, что нормальная женщина не может носить на себе столько металла.

Отредактировано Tasha (2007-02-07 18:24:33)

0

20

Tasha
Я  знаю, что самбы жгли, но я имела ввиду материал раскопок с поселений. К сожалению, плохо ориентируюсь в прусской историографии и не знаю, копали ли поселения какие-нибудь и есть ли среди них находки органики\текстиля  (известно, что песчанистая почва не спрыяе сохранности органических волокон). Но ведь, исключая "реальный" текстиль, существует метод изучения оного в виде металических  окислов (на фибулах, ножах, пронизках, пряжках. Есть ли подобные работы о самбах?
Я буду в Калининграде в начале марта, мы могли бы встретиться, привезу свою библиотеку по балтам - устроим обмен.

По поводу цветмета на балтских женщинах.
Естественно, анализируя инвентарь погребений, мы имеем дело со шлюбно-погребальным комплексом одежды (и такая же ситуация с бирковскими, норфолкскими, гнездовскими могильниками). Никто не знает как оно в быту выглядело. Остаются лишь предположения, что человеку, который работал по дому по идее 8 кг бронзы в некотором смысле причиняли некоторые неудобства :-))) Уверена, что в холода женщину согревало простое неукрашенное вилайне (ну хоть с произками на финальной кромке), возможно в костюме присутствовали мелене (язычки)на годовном уборе и одежде, чтоб выполнять свою охранительную фукцию, рубаху скрепляла фибула, понятно зачем, возможно наличие браслетов. Остальные причиндалы наверняка прилагались к  парадно-выходному  коктейльному варианту :-)))

0

21

Не. С латышского есть.

Естественно, анализируя инвентарь погребений, мы имеем дело со шлюбно-погребальным комплексом одежды (и такая же ситуация с бирковскими, норфолкскими, гнездовскими могильниками). Никто не знает как оно в быту выглядело. Остаются лишь предположения, что человеку, который работал по дому по идее 8 кг бронзы в некотором смысле причиняли некоторые неудобства :-)))

МЕГАЗАЧЁТТТТТ!!!!!
Это бы Гардарике послушать. А то по их теории весь реконс-только как в курганах найдено. Типо-мега правильно. А что в этом могли и не ходить в принципе-не волнует. Пардон. если у нас хоронят в дешёвом китайском костюме и белых тапках, то и все так ходят, что ли?

Это так. Накатило. Извините.

0

22

Goh
У нас есть фотки комплекса их музея в Даугавпилсе. И его реконс.

0

23

Трюгви, у нас хоронят в китайском костюме и бумажных тапках потому, что у нас эсхатологические представления другие. Мы после смерти собираемся жить несколько иначе, чем при жизни. А им нужно было все с собой, при полном параде и сверх того.

0

24

Поселений пока раскопано очень мало, органика практически не сохраняется. Ни одной работы по текстилю, кроме той статьи,  нет, хотя в окислах он (текстиль) периодически встречается. Из российских археологов им еще никто серьезно не занимался. Сейчас  пытаемся найти литовские исследования. Сам Кауп(поселение) начали копать в прошлом году и пока ничего кроме керамики и металла там не нашли.

Это бы Гардарике послушать. А то по их теории весь реконс-только как в курганах найдено.

У нас другая крайность: что в курганах - в том только хоронили, а ходить в нем нельзя. Это все из-за коней, для них сбрую действительно специально погребальную делали - она слишком хрупкая и неудобная для практического использования. Но чтобы все производство работало только на похороны - это уже слишком! Наши девушки считают, что ради красоты можно, конечно не все, что найдено, но достаточно много на себя надеть, особенно в праздники.

0

25

У них этих крайностей вагон и тележка. Но они для других. Но это другая история.

Goh
Книжка по текстилю и одёжкам латгальским такая: A. Zarina. Seno latgalu apgerbs 7-13 gs. Riga. 1978

0

26

Truggvi
Есть эта книга :-) Цэж коран латгалофилов.

0

27

Вот то, о чем я говорила:
Минералогический анализ фрагмента ткани.(579 kb) http://club-kaup.narod.ru/rec/download/ … extile.rar
на немецком.
и еще:
Литовский текстиль I-XII вв.(3,2 Mb) http://club-kaup.narod.ru/rec/download/ … extile.rar на литовском.
Предполагаю, что по текстилю в нашей области больше ничего, либо практически ничего нет. Если что-то не скачивается - напишите, я перезагружу.
Goh, приезжайте в марте, я с удовольствием обменяюсь с вами библиотеками  :rolleyes: .  А еще к нам можно летом приехать, посмотреть на раскопки.

0

28

ajmund sargoson написал(а):

Когда начнёшь ткать , делай фотки.
Будет фото мануал.
Потом на сайте вывесим.

А можно вопрос - был ли этот мануал закончен и был ли выставлен в сети? Если да, то где?

Евгений.

0

29

Особенно на междулатгальское сотрудничество!
Больше латгалов, хороших и разных!

Ой! Такие замечательные слова! А можно мне тоже  примкнуть к вашему сотрудничеству?:)

0

30

Eromin написал(а):

ajmund sargoson написал:
Когда начнёшь ткать , делай фотки.
Будет фото мануал.
Потом на сайте вывесим.А можно вопрос - был ли этот мануал закончен и был ли выставлен в сети? Если да, то где?
Евгений.

Как только мануал будет закончен, он тут же будет опубликован.
В этом деле спешка вредна :)

0


Вы здесь » nordriclub » Вопросы по реконструкции » Латгалы. Наплечное покрывало - вилайне.