http://www.forntidateknik.z.se/IFT/MNTa … asparl.htm
статейка по опыту изготовления бус

Благодоря Älva ,жительнице форума Ландстинг Унии Святого Олафа
Был сделан перевод.
Огромное ей за это спасибо!!!

Пола Далскуг и Линда Мортенссон
ремесленное отделение, выпуск-1999-2000 гг
Высшая Народная Школа Бэккедал
MNT -  сокращённое наименование курса "Människa Natur Teknik", фактически Ремёсла
1krm (kryddmåt) – щепотка, поварская мера объёмом в 1 миллилитр
http://sv.wikibooks.org/wiki/Krm

Стеклянные бусины
Оригинал статьи с фотографиями инструментов и печи
http://www.forntidateknik.z.se/IFT/MNTa … asparl.htm

ВВЕДЕНИЕ
Мы обе заморочены на эпохе викингов и с удовольствием носим украшения того времени. Выбирая род деятельности, мы решили заняться производством стеклянных бусин, ремеслом, давно интересовавшим нас.
Целью проекта было построить печь, производить бусины и раскрашивать стекло. Первая попытка состоялась в 1998-99 гг, но неудачно, и мы всё начали  по второму кругу, на этот раз с новых контактов и других технологий..
ИСТОРИЯ
Древнейшие  находки стеклянных бусин обнаруживаются в раскопках захоронений в Месопотамии, датированных 2600 лет д.Р.Х. (Torben Sode, 1996).
В Скандинавии стеклянные бусины входят в обиход уже в железном веке. Крашеные и некрашеные осколки и бусины ввозились с  юга  в большие торговые гавани, где они были важным предметом торговли, порой аналогом валюты.  Производили их местные умельцы, как бродячие, так и живущие по деревням.
Судя по захоронениям, носили бусины в основном женщины, часто в ожерелья или между застёжками в женском костюме эпохи викингов.  Бусины имели признак статуса, а иногда и магический смысл.
Араб Ибн Фадлан  упоминает, что северяне высоко ценили стеклянные бусины, и всегда давали хорошую цену, покупая их в дар своим женщинам (viking.hgo.se, 99-01-02).
Своё значение стеклянные бусины пронесли сквозь века. Даже сегодня встречается взгляду превосходное ожерелье, украшающее шею своей гордой обладательницы на городской площади.
ПЕЧЬ ДЛЯ БУСИН
Прочитав о проекте производства стеклянных бусин MNT-99 авторов  P. Andersson, J. Grimble och H. Gjaerum, «Анатолийские стеклянные бусы» av Torben Sode и письмо Palle Dybdal, мы сочли их метод наилучшим образом подходящим нам.
Печь должна была пригодной для частого использования и легко разборной в случае прекращения производства. Также требовалось и основание для постройки. K-G Lindblad сварил вместе четыре металлических листа в прямоугольник размером  35 Х 34см (снаружи), достаточной величины, чтобы сверху приладить горн. Выступающие по бокам части станины были согнуты для удобства поддержки, впоследствии на них оказалось удобно формировать бусины. Посередине каждого листа металла приварили по металлическому же кругляшу для опоры внутри печи, деревянная опора не выдержала бы температуры.
Далее следовало выбрать глину и связующее вещество. Мы использовали красную и жёлтую карьерную глину, исключительно по причине её доступности.  В качестве связующего использовался прибрежный песок. 50 % глины och 50 % песка смешали и сформировали колбаски диаметром примерно 8 см и длиной 25 см. Небольшую часть глины оставили для обмазки.
Теперь пришла пара ваять печь. Колбаски поместили на железное основание, вручную слепили и обмазали Вложили металлические кругляшки точно по углам, и по ним скруглили печь. Когда все колбаски были уложены, вышло сооружение высотой 29cm (внутри) с 5-сантиметровыми стенками . С двух сторон прорезали окошки. Большее,  13 Х 11 (топку) для закладки угля и работы со стеклом, меньшее – только для работы со стеклом. Слепили и подоконники для предварительного разогрева стекла. Взяв за основу  чертежи Dybdals , соорудили с каждой стороны от окошка по карману для охлаждения бусин. Даже на верхушке печи собирались устроить ящичек для этих же целей, но с применением современного горна такое приспособление оказалось бы грубым.
Печь была готова для обжига. Мы подняли её на горн и заполнили углем до уровня подоконников. Глина вовсе не просохла, согласно  Dybdal её следовало всё же прожечь через горн.  Мы включили слабую принудительную задержку воздуха и зажгли горн. Возникли большие трещины, которые мы безуспешно пытались замазать глиняным раствором. Через 3 часа печь почти просохла.
Мы заполнили её углем до верхнего края окошек и увеличили приток воздуха. При нагревании температура печи поднялась до  1150°, позже измерения не проводились, термометр сразу завис на отметкеl 1200°. Трещины поползли сильнее, но замазывались уде легче. Самое большее через час мы отключили принудительную задержку воздуха и дали углю прогореть. Обжиг печи нашим методом  занял полных 4 часа плюс время на выгорание угля.  Кроме того, мы не дали печи высохнуть. Это взяло бы верных две недели..
На следующий день печь дошла. Трещины вернулись, их пришлось замазывать ещё дважды. Мы можем предположить, что уже  в доисторическую эпоху печи типа нашей обжигались прямо на горне.

ИНСТРУМЕНТЫ

Для изготовления бусин следовало сначала произвести требуемые в дальнейшем приспособления. Мы взяли пару стальных пластин и выковали им остриё с одного конца (инструменты  3 oи 4). Идея была в том, чтобы на одном удерживать расплавленное стекло, а другим – закручивать его в бусину. Для формирования бусин использовалась лопатка длиной  70 см и шириной 3 см (инструмент2).
Работая, мы обратили внимание, что одним из сложнейших моментов было снятие бусины с шила, для чего изготовили вспомогательные приспособления. Vi smidde ett rundstеl, примерно 50 см длиной и 1 см в диаметре. Один конец был выкован плоско, выступал на 1 см и согнут под прямым углом (инструменты 5 и 6). Это приспособление впоследствии оказалось великолепно работающим. Ещё один применяемый нами инструмент был уголок, ложкообразно выкованный с одной стороны (инструмент 1).  Его применяли, чтобы плавить в нём стекло при окраске.t. 
ИЗГОТОВИТЬ БУСИНЫ
Мы начали с помещения кусочка стекла на подоконник для медленного разогрева. Если ввести стекло в печь слишком быстро, оно просто треснет и вылетит. Через несколько минут мы клещами поместили стекло в печь. Когда оно начало таять, мы его помешивали стальным шилом. Там стекло продолжило плавиться до более подвижной консистенции. Позже мы накрутили немножко на другое шило. Чтобы затем бусину было легче снять, мы смачивали шило 50%-м раствором соды.  Этот совет получили мы от музея Fotevikens, где пару раз проводились опыты подобного производства. Не больше трудностей вызвало само накручивание стекла на шило и  вращение, от которого бусина приобрела сравнительно округлую форму. Теперь следовало сформировать бусину лопаткой.  Это делают непосредственно у  печи или перед её заслонкой, когла вынимаешь бусину из печи, она на глазах застывает, а если очень горячая – прилипает к лопатке. Надо знать наперёд, когда она будет нужной консистенции для формования. Мы получали круглые бусины, катая из по лопатке, четырёхгранные и трёхгранные – придавливая к лопатке.  Для получения формы цветка надавливали краем лопатки на разные стороны бусины.
Когда нас удовлетворила форма, настало время снять бусину с веретена при помощи инструмента с выступающей  длинной вилочкой.  Это был действительно один из сложнейших моментов обучения.
Если пытаться снять бусину раньше срока, она слишком мягка, и можно повредить её форму, а переждёшь – уже затвердевшая бусина намертво срастётся с веретеном. Подходящий момент следует буквально ловить.
Затем бусины следует достаточно долго охлаждать, чтобы избежать образования в них пустот, от чего бусины трескаются. Охлаждение – важнейший момент производства. С 400 градусов до комнатной температуры стекло остывает за 8-10 часов.  Сначала мы пытались класть бусины во внешний ящик печи, но вышло против ожидания, и некоторые бусины треснули.  Температура была недостаточной, или что ещё, но больше мы не рисковали. Вместо этого мы установили керамический тигель с крышкой, на раскалённых углях. Там бусины лежали и остывали, в результате они остались целы.
ЦВЕТНОЕ СТЕКЛО И БУСИНЫ С УЗОРОМ
Для украшения бусин нами использовалось разноцветное покупное стекло, бутылочный бой и раскраска домашнего приготовления.
Самой интересной была попытка добавления кости. Torben Sode в своей книге пишет, что фосфат кальция в составе костного вещества даёт белый цвет при преломлении солнечного света в мелких кристалликах. Он упоминает даже что зола должна быть белой. Мы измельчили кость до состояния пудры, которую затем прожгли жидким газом. Как мы ни старались, зола выходила не белой, а грязно-серой.  Но мы не сдавались. Щепотку костной золы положили в ложку со щепоткой стекла. Нагрели всё это в печи.  Когда стекло расплавилось, перемешали до однородной массы и затем извлекли для медленного охлаждения. Стекло получилось непрозрачное, цвета кости.
Аналогичным образом добавляли мы  окись меди и окись железа.  Стекло с примесью 2-3 мл оксида меди дала превосходный тёмно-зелёный цвет, примесь оксида железа дала  цвет чёрный с синим отливом. С меньшим количеством окиси железа  цвет получился зелёный и даже голубоватый. Многие бусины получили зелёные пятнышки в местах непосредственного контакта с инструментом. Может быть, поэтому цвет отличался от ожидаемого?
С помощью различных цветов мы раскрасили бусины, пробовались три варианта. Разноцветные комочки стекла сплавлялись вместе  и наносились на бусину иголочкой. Выходил полосатый  неповторяющийся узор. В другом случае на горячую одноцветную бусину наносился цветной сплав, что позволяло получать заданный узор с большей вероятностью.  Третьим способом было нанесение стеклянной пыли на поверхность горячей бусины, это давало самый контролируемый узор (возможность изготавливать бусины с одинаковым узором)
Мы и другое пробовали. Следуя правилу: все способы хороши, кроме плохих.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результат двухнедельного опыта по изготовлению стеклянных бусин оказался удачным. Мы построили добрую и практичную печь и затем делали в ней бусины. Из примерно 150 штук 15 оказались бракованными. Печь в хорошем состоянии и пригодна для дальнейшего использования.
К концу срока времени хватило даже на покраску бусин. Попробовали три цвета, все удачно.
Мы довольны и планируем продолжать производство, не используя современные приспособления.