nordriclub

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » nordriclub » Их нравы » Пир или пьянка


Пир или пьянка

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

Пир или пьянка?
Во времена викингов пиры назывались очень просто – « пиво », по основному напитку употребляемом на них.
Но когда мы обнаруживаем в новых христианских законах запись о том, что под угрозой ГРОМАДНОГО ШТРАФА хозяева каждой большой усадьбы обязаны  собрать гостей на пир не менее трех раз в год, нам становится понятно, что закон этот ставит своей целью вовсе не сохранение языческих обычаев и уж тем более не потакает пьянству.Совершенно очевидно, что пиры нужны были людям для общения, часто общения религиозного. Пиво же – или мёд – в эпоху викингов было естественной частью религии. Мёд являлся даже не « украшением » обрядов и не средством утоления жажды, а предметом самого настоящего культа.
Пир, или совместная трапеза, в архаическом обществе является центральным ритуалом.
На пирах воспроизводились связи между членами общества, там происходило общение конунга со своими подданными, разрешались споры и улаживались распри, раздавались награды и производился дележ награбленной в походе добычи. Даже такие серьёзные дела как покупка и продажа усадьбы, помолвка и обсуждение приданного, выбор конунга и выплата виры всегда обсуждались за пиршественным столом.
Напитки, по образному выражению древнего историка Тацита, развязывали людям языки, и именно поэтому на пирах говорится правда в лицо – вне зависимости от общественного положения говорящего. Именно Тацит писал о том, что германци теряют разум, когда пьют, и обретают его, когда трезвеют.
О « пьянстве » северян во времена саг сохранились противоречивые мнения. Например, Адам Бременский писал, что северяне « знают меру в еде и питье ». А датские пилигримы, посетившие в 1191 году некоторые норвежские города, утверждали, что « … в городе Тунсберге необыкновенно гостеприимные и добрые жители, которые ничего не жалеют для своих гостей, но излишняя их приверженность к питью мешает беседе, и часто вечер заканчивается кровопролитием… На улицах же никогда нельзя быть уверенным в собственной безопасности, ибо в любой момент даже самые добропорядочные горожане под воздействием пива готовы схватиться за оружие и пролить кровь своих сограждан… Незнающее удержу пьянство приводит к тому, что даже хозяева и гости, знакомые и незнакомые люди вступают в битву, часто заканчивающуюся смертоубийством ».
Лишь в 13 веке, после христианизации Норвегии, излишняя любовь к пиву и мёду стала порицаться. В законах появляются наказания, которым подвергаются пьяницы, но пиры по-прежнему продолжаются по всей стране.
Однако справедливости ради стоит заметить, что злоупотребление питием и неумеренность в еде в те времена типичны не только для Севера. Письменные источники говорят тоже самое о положении дел в Англии и Франции : до нас дошли многочисленные свидетельства о злоупотреблениях пивом и вином в обществе и пламенные речи королей с призывом прекратить пьянство и обжорство.
Пьянство было общим грехом. После принятия христианства к рогу с хмельным припадают даже священники. Когда в монастыри приезжали посланцы от епископа, то в отчетах их регулярно появлялись записи о злоупотреблениях и непомерном аппетите настоятеля и братии.
В сагах неоднократно подчеркивается, что одним из великих искусств во времена викингов было умение пить, а одним из признаков помешательства конунга Сигурда в древнеисландской саге « Сага о Сигурде » считается его поведения во время питья пива : «Конунг Сигурд бывал неразговорчив, когда пил пиво, и тяжкая наподдала на него немочь. Не слушал он, что говорят ему люди… И не было решения в делах, с которыми к нему обращались, когда держал он в руках рог с пивом». Когда посещал он свои усадьбы, то рано отправлялся в постель в то время, когда сын его Магнус продолжал долго сидеть за пиршественным столом, и то было большим достоинством.
Но как бы много не потреблялось алкоголя в Скандинавии эпохи викингов, совершенно неверно утверждение, что в те времена пиво в усадьбах было обычным и привычным напитком каждого дня.
Саги почти ничего не сообщают нам о повседневной жизни. Речь в них идет прежде всего о знатных и родовитых людях, о пирах и празднествах, об особенно важных событиях и битвах, но никак не об обычной жизни. Рассказчики саг считают своим долгом подчеркнуть необыкновенный размах пира или важность происходящего события. События каждого дня были известны всем, и упоминать о них не имело смысла.
У простых людей в повседневной жизни не было привычки пить крепкие напитки. Да и в богатых усадьбах пиво пили тоже вовсе не каждый день. Лишь гостю подносили рог с пьянящим напитком. В богатых домах его потчевали птицей, салом и вином, а в бедных домах приходилось довольствоваться мясом и пивом.
Скандинавы были необыкновенно гостеприимны и даже пришедшего в дом врага сажали за стол.
Во времена викингов пиво варили прежде всего для каких-то важных и праздничных событий : прежде всего на Йоль, свадьбы и рождения детей, поминки, праздник середины лета.
Варка пива – как и другие важные события человеческой жизни – происходила по определенным канонам, была своеобразным ритуалом, основной целью которого являлось удержать злых духов вдали от драгоценного напитка.
Есть и другие причины злоупотребления пивом, и это не только и не столько разные уровни жизни, и даже не ритуальная значимость пенного напитка. Пиво было необходимой составной частью питания викингов.
Нетрудно заметить, что в исторических источниках постоянно упоминается сочетание «рыба и молоко», «мясо и пиво», иногда – «птица и вино». Мясо редко подавалось свежим, его чаще ели соленым или сушеным. До сих пор это сочетание соленого мяса и пива встречается в меню ресторанов и кафе Скандинавии.
Люди с хорошим достатком могли себе позволить постоянно пить пиво к соленой еде. Остальным же приходилось довольствоваться сырым молоком, а пиво пить только по праздникам.
Поэтому нам вряд ли, исходя из современных представлений о еде и питье, удастся правильно оценить ситуацию с потреблением пива в эпоху викингов. Пристрастие к этому напитку в столь давние времена объясняется большим количеством потребляемой соли – прежде всего, в мясе и хлебе. Чаще всего ели высушенные плоские ломти – флатбрё.
Обычное пиво, сваренное дома и употреблявшееся наряду кислым молоком, не было каким-то особенно вкусным напитком. Совсем иное дело – медовое пиво, или мёд, которое варили в королевской усадьбе. Но самым ценным и самым вкусным напитком считалось вино. Его подавали только в самых торжественных случаях.
Люди пили пиво из костяных рогов, которые регулярно наполнялись прислужниками. Дорогие, оправленные в серебро и золото рога, чаши и другая дорогая посуда были в каждой богатой усадьбе в большом количестве.
Во времена викингов рога и чаши, как и многие другие любимые предметы и существа, такие, как лошади, мечи, копья, шиты, иногда имели своё собственное имя – по имени своего владельца или по особенным свойствам, которыми обладали сами.
По верху рога часто шла надпись из рун. Эти магические знаки имели охранительную силу и должны были защищать от порчи и яда. Такие руны назывались «рунами пива».
Гости за столом пили из рогов столько, сколько хотели. Однако случалось, что двое гостей – или несколько пар – пили одинаковое количество пива, чтобы узнать, кто кого перепьет.
Также было принято, чтобы все гости осушали чаши до дна, из-за чего часто возникали споры и даже смертоубийство.
В « Законах Гулатинга » говорится, что человек находится в своей силе и может считаться здоровым до тех пор, пока может пить пиво на пирах, держаться в седле и вести разумные речи. Если он не может делать вышеперечисленного, то тогда наследники вправе требовать передачи его имущества им под опеку.
В усадьбах конунгов и ярлов, а так же богатых людей дружинники и работники делились на так называемые « столовые команды », когда за определенным столом сидела определенная группа людей.
Иногда перед каждым человеком ставили его порцию, но часто блюдо подавалось на всех. Тоже самое происходило и с напитками : в палаты мёд приносился в больших чанах, откуда пирующие могли зачерпывать его сами.
Для увеселения пирующих существовал  « рог опоздавшего », когда опоздавшие на пир гости должны были сразу по прибытии осушить специальный громадный рог с пивом.
Иногда хозяева могли в качестве шутки подстроить так, что гости опаздывали и им приходилось осушать « рог опоздавшего ».
Громадные чаны с пивом и мёдом неизменно выставлялись на всех больших праздниках и лишь больные могли отказаться от рога на таких празднованиях.

0

2

Полезно.

0

3

Тоже прониклась от фразы :

В « Законах Гулатинга » говорится, что человек находится в своей силе и может считаться здоровым до тех пор, пока может пить пиво на пирах, держаться в седле и вести разумные речи. Если он не может делать вышеперечисленного, то тогда наследники вправе требовать передачи его имущества им под опеку.

Спасибо, дядя Элок!

0

4

Ели обычно молочные продукты, вяленое и сушенное мясо и рыбу вместе с хлебом. Овощи в те времена были ещё неизвестны, и лишь в конце «эпохи викингов» стали употреблять в еду капусту. К еде пили молоко, пиво или мед. Вино было дорогим напитком, и лишь в богатых усадьбах его подавали в небольших бокалах во время больших праздников.
Готовили еду на открытом огне в очаге либо в закрытых печах. Из саг известно, что в земле выкапывали яму и выкладывали её стенки камнями или досками и закладывали туда мясо или рыбу. Затем раскаляли на огне большие камни и бросали их на мясо, а саму яму при этом присыпали землёй, чтобы дольше сохранялось тепло.
Женщины и мужчины ели за разными столами, за исключением свадеб.
Руки скандинавы мыли до и после еды – ведь ели они пальцами при помощи ножей. Вилки в те времена были ещё неизвестны, лишь жаренное мясо накалывалось неким приспособлением, наподобие современного шампура, а суп ели ложками из дерева или кости.

0

5

Археологические Находки Продуктов Викингов 9 - 11 Веков :

Йорвик [Йорк], Данелоу [Англия] - Jorvik [York], Danelaw [England]

• Мясо - красный олень, говядина, баранина, мясо ягнят, козлятина, свинина
• Птица - курица, гусь, утка, голубь, золотой зуёк, серый зуёк, тетерев, чибис
• Пресноводная рыба - щука, красноперка, плотва, лещ, окунь
• Рыба соленых вод - сельдь, треска, макрель, пикша, камбала, морская щука,   корюшка
• Рыба устьевых вод - устрицы, моллюски, семга, лосось, мидии, береговые улитки,   угорь
• Повседневные продукты - хлеб, яйца, молоко
• Зерно - овес, пшеница, рожь, ячмень
• Бабовые - фасоль (Vicia faba L.)
• Овощи - морковь, петрушка, турнепс, сельдерей, шпинат, капуста
• Фрукты - терн, сливы, яблоки, черника, ежевика, малина, бузина (Sambuca nigra)
• Орехи - орехи обычные, грецкие орехи
• Травы/приправы/лечебные растения - укроп, кориандр, хмель, белена
• Вспомогательные продукты - льняное масло, конопляное масло, мед
• Напитки - Рейнское вино

Бирка [Швеция] - Birka [Sweden]

• Ингредиенты, найденные в хлебе - рожь, пшеница, полба, овес, ячмень, пшеница   Эммера, льняное семя, стручки гороха, неопределенные смеси (смесь ячменя   плюс что-то похожее на один из сортов пшеницы)
• Фрукты - терн, боярышник, сливы
• Орехи - орех обычный

Хедебю [Дания] - Hedeby [Denmark]

• Мясо - свинина, говядина, баранина, козлятина
• Птица - курица, утка, гусь
• Рыба - сельдь
• Фрукты - слива, терн, вишня, ежевика, малина, земляника

Осберг [Норвегия] - Oseberg [Norway]

• Мясо - говядина
• Зерно - овес, пшеница
• Фрукты - crabapple
• Орехи - фундук, грецкие орехи
• Травы - горчица, кресс водяной, тмин, хрен

Ярлшоф [Шетландские острова] - Jarlshof [Shetland Islands]

• Мясо - говядина, козлятина, баранина, свинина, возможно venison и кит
• Рыба - морская щука либо вереск обыкновенный, saithe (?), треска

Дублин [Ирландия] - Dublin [Ireland]

• Мясо - свинина, говядина, козлятина, баранина, зайчатина
• Птица - курица, дикий гусь
• Рыба соленых вод - треска, ling (//слово имеет два значения: "морская щука" и   "вереск обыкновенный" выбирайте сами,  что больше нравится)
• Рыба устьевых вод - моллюски, мидии, устрицы, морские гребешки
• Зерно - пшеница, овес, ячмень, рожь
• Бобовые - фасоль, горошек
• Овощи - дикий сельдерей, дикая морковь, капуста, турнепс, редиска ~ редька
• Фрукты - вишня, терн, ежевика, боярышник, яблоки, шиповник, бузина, рябина,   земляника
• Орехи - орех обычный
• Травы, специи, медицинские растения - семена мака, черная горчица, укроп
• Вспомогательные продукты - рапсовое масло

Некоторые предположения Викинги не полагались на сушеные фрукты и орехи, как это делали позже европейцы. На самом деле, один из основных способов подстроить пиршество (полевую кухню) под эстетику пищи викингов заключается в замене сухофруктов на чернослив и вишни, а миндаль - на лесные и грецкие орехи. Сливы и чернослив, вероятно, были наиболее популярны, в местах поселений викингов найдены различные варианты - как привозные, так и домашнего происхождения, что дает возможность предположить, что домашней пищи было недостаточно, чтобы удовлетворить аппетит этих ханжей. Но тут нужна осторожность: следование вкусам викингов может изменить ваши ежедневные привычки. Может так случиться, что очень скоро вы начнете считать, что нет ничего лучше, чем бутерброды с арахисовым маслом и сливовым джемом! Кухонный инвентарь эпохи викингов включал большие котлы для кипячения, крюки и вертела для жарки, печи для запекания. Были также известны и сковородки, а также решетки для жарки (американцы сегодня называют их "барбекю"). Шанцевый инструмент: нож и ложка. Некоторые ложки викингов были практически плоскими, отчего они больше напоминали лопату, если сравнивать их с современными ложками, они в основном использовались для поедания пищи, имеющей структуру что-то между жареным мясом (которое едят с помощью ножа) и мясным отваром (который можно отхлебнуть или поесть суповой ложкой). Хотя на сегодняшний день "рецепты викингов" не сохранились, существуют книги, которые могли бы помочь в этом деле. Одна из них (перевод Марка Гранта) - книги Антимия "Соблюдение законов кухни". Это взгляд на франкскую кухню шестого века со стороны западных римлян. Здесь даются рекомендации по методам приготовления, включающим основные пищевые ингредиенты, используемые викингами для своей кухни. Есть еще один комплект книг, написанных Энн Хэйген по англосаксонской пище и напиткам, хотя она не дает рецептов.

0

6

Овощи в те времена были ещё неизвестны, и лишь в конце «эпохи викингов» стали употреблять в еду капусту

Полленологические анализы на поселениях показывают, что выращивали (а соответственно и употребляли в пищу) и репу и капусту и лук, а так же разнообразные корневища зонтичных (морковь, пастернак) но они собирались в природе, не культивировались.

Отредактировано Goh (2007-03-17 13:55:52)

0

7

Алеся, имелось в виду выращивание овощей в определенных регионах. В предыдущем сообщении описано по местностям,где овощи были,а где - не было.

0

8

Элок, а кто переводил?

0

9

Перевод Бессонова Александра
Оригинал статьи: --

ИСТОЧНИКИ

Антимий. De obseruatione ciborum: Соблюдение законов кухни. Перевод Марка Гранта. Totnes, Devon. Prospect Books., 1996. ISBN 0907325-750.

Перевод письма Антимия, западного Римлянина, который сам себя именует Графом и Легатом Его Величества Теодерика, Короля Франков, относительно диеты. Включает в себя специальные (хотя и сжатые) рекомендации по приготовлению разных видом мяса, рыбы, птицы, овощей и бобовых, плюс информацию о ежедневных продуктах, яйцах и фруктах. Они даже упоминают пиво! Конечно, это очень даже пост-римская информация, а методы приготовления гораздо проще, чем, скажем у Апиция.

Хольгер Арьман. Захоронения. Бирка. Изыскания и исследования., Том 1. Стокгольм: Исторические сборники Академии Древностей., 1943

Предполагается описание наидревнейших археологических изысканий по викингам. Две книги. Одна - описание могил с их содержимым, а другая - все находки, сгруппированные по типам. Экспозиция 282 демонстрирует несколько видов выпечки из кремационных могил, а также из погребений. Они выглядят как хлеб из не очень хорошо выращенного зерна, а в их центре - отверстия.

Грета Арвидссон. "Лещина и другие орехи", Бирка. 2:1 Систематический анализ исследования захоронений. Греда Арвидссон, стр. 273-274. Стокгольм. Изд. Альмгвист и Викселль, 1886 г.

Информация об орехах и зерновых из Бирки.

Джеймс Грэхем-Кемпбелл. Мир Викингов. Нью-Йорк: Тикнор и Филдс, 1980.

Энн Хейген. Руководство по англосаксонской пище: Обработка и потребление. Пиннер, Моддлсекс: Англосаксонские книги, 1992. ISBN 0-9516209-8-3

Основана на множестве археологических и литературных источников. Обеспечивает прекрасный обзор пищи, питания и здоровья., а также социальные аспекты потребления пищи. Отличный подстрочник.

… Второе руководство по англосаксонской пище и напиткам: Производство и поставка. Хокволд и Вилтон., Норфолк. Англосаксонские книги, 1995. ISBN 1-898281-12-2.

Рассмотрение типов пищи, используемых в англосаксонской Англии и Уэльсе. На основе множества археологических и литературных источников.

Ричард Холл. Раскопки викингов.: Раскопки в Йорке. Лондон: Бодли Хед, 1984.

Дж. Р. С. Гамильтон. Раскопки в Ярлшофе, Шетланд. Министерство Отчетов об археологических работах. 1. Эдинбург: HMSO, 1956.

Хакон Хьельмквист. "Ботанический анализ хлеба" Бирка 2:1 Систематический анализ исследования захоронений. Грета Арвидссон, стр. 263-272, Стокгольм: Альмквист и Викселль, 1986.

Информация и типах и сортах зерна, найденного в хлебе в Бирке.

Х. К. Кенворд и др., "Среда, окружающая англо-скандинавский Йорк". Йорк и Север эпохи викингов., Р. А. Холл, стр. 58-70, Совет по Британской Археологии, Отчет об Исследованиях 27. Лондон: Совет по Британской Археологии, 1978.

Г. Ф. Митчелл, Археология и окружающая среда в древнем Дублине. Каталог и выставка. Раскопки Национального Музея., 1962-1973. Дублин: Ирландский2 Археологический Музей.

Джефри Рэдли. "Экономечкие аспекты англо-датского Йорка". Средневековая археология, 15 (1971), стр. 37-57.

Эльс Рёсдаль и Дэвид М. Уилсон. От викинга до крестоносца.: Скандинавы и Европа, 800 - 1200. Нью-Йорк: Риццоли, 1992.

0

10

"Каша"

    Основа рецепта: стакан зерен и два стакана жидкости (воды и/или молока) на человека. Можно добавить больше жидкости для того, чтобы компенсировать испарение, возникающее в случае приготовления каши на "открытом" огне. Можно использовать сечку и раздавленные зерна, наиболее крупные ядра необходимо замочить на ночь, иначе их придется готовить слишком долго.
    Рецепт: каша для семейки викингов.
    На 4-6 порций возьмите:
    - 10-15 стаканов воды
    - Два стакана "рубленых" зерен пшеницы. Предварительно замочите их на ночь, чтобы их не было так сложно жевать
    - Два стакана ячменя
    - Полную горсть пшеничной муки
    - Горсть измельченных ядер орехов
    - 3-4 столовых ложки меда
    - Добрую порцию долек яблок, груш или...

    1. Поместите пшеницу, муку и ячмень в котел. Залейте туда же 10 стаканов воды и поставьте котел на огонь.
    2. Равномерно помешивайте кашу и снимайте котел, чтобы развеять жар. Если каша начинает чересчур густеть, добавьте в нее еще воды.
    3. Примерно через полчаса добавьте мед, орехи и фрукты. Теперь кашу следует варить до тех пор, пока фрукты еще сочные, а каша уже достигла нужной консистенции. Это займет 15-30 минут.
    4. Подавать кашу следует теплой, добавив холодных сливок при желании.

"Мясная и рыбная похлебки"

    Конечно же, не стоит запихивать все известные овощи, травы и приправы в один котел. Вдохновившись многими широкодоступными книгами, которые посвящены съедобным растениям, не стоит использовать все, что вы найдете, побродив по окрестностям. Всегда убедитесь, что вы складываете в свою корзинку именно съедобные растения!
    Рецепт: Мясная похлебка.
    На 4-6 порций возьмите:
    - 8-12 стаканов воды
    - Полкило мяса (свинина, говядина, баранина, курятина, дичь)
    - Соль
    - 3-5 чашек растений: верхние листья крапивы, листья молодого одуванчика, дикорастущий кервель, кресс-салат, дикорастущий майоран, укроп, подорожник, дягиль, дикий лук, тмин, тимьян или что-то другое, что может предложить природа в данное время года

    1. Положите мясо в котелок. Налейте туда воды до такого уровня, чтобы закрыть мясо, и поставьте котел на огонь. Чтобы развеять жар, необходимо каждые 5-10 минут снимать его с огня на короткие промежутки времени.
    2. После того, как вода закипит необходимо готовить мясо еще в течение часа. Необходимо следить, чтобы мясо всегда было покрыто слоем воды.
    3. В то время, когда мясо готовится, промойте и нарубите растения (зелень). Их нужно будет добавить в похлебку, когда она будет готова.
    4. Когда мясо проварится (станет мягким), достаньте его из котла и порежьте на кусочки размером с ложку, которой планируете есть похлебку. После чего верните мясо в котелок.
    5. Добавьте соли по желанию и можете подавать на стол.
    6. Похлебку можно подавать вместе с хлебцами. Если хотите приготовить более сытную похлебку, можно добавить заранее замоченные зерна пшеницы, муку грубого помола, или похлебку можно сдобрить гороховой мукой

"Хлеб из муки грубого помола"

    Этот хлеб называется "гончарным" потому, что он выпекался на кусках керамических изделий или, если поместье было побогаче, на 10-15 сантиметровых сковородках над углями. Рецепт: Хлебцы.
    Все измерения даны в стаканах. Стакан в данном случае приравнивается примерно к 90 граммам муки:
    - 7 стаканов пшеничной муки грубого помола или высшего сорта
    - 3 стакана жидкости - это может быть молочная сыворотка или молоко
    - 1 яйцо
    - щепотку соли (по желанию)

    1. Муку, жидкость, яйцо и соль необходимо смешивать долго и тщательно. Если необходимо - добавляйте муку или жидкость. В результате должно получиться однородное густое тесто.
    2. Разделите тесто на небольшие шарики, и потом превратите их в лепешки. 3. Хлеб выпекается на сильном огне на обломках керамических изделий или сковороде по 2-3 минуты на каждую сторону.
    Получившиеся хлебцы должны быть слегка коричневые, и, если по ним слегка стукнуть ногтем, должны производить впечатление пустотелости.
    Для получения "осколков" можно использовать хорошо обожженный горшки из красной глины (по-видимому, типа тех, что использовались для печи) или, например, керамическую вазу японской школы Согэцу...
    - Подслащенные хлебцы можно получить, добавив мед в тесто.
    - Добавление обжаренной жгучей крапивы придаст пряный вкус.
    - Еще можно добавить в тесто измельченных ядер орехов и вареных желудей.

Горячие питательные напитки.

"Восхитительный яблочный напиток"

    Для приготовления нам понадобится:
    - Вода
    - Дольки яблок
    - Листья яблони
    - Мед

    1. Наполните емкость водой, бросьте туда дольки неочищенных яблок, добавьте листьев яблони.
    2. Напиток следует кипятить на огне. Когда он начнет закипать, добавить меда по вкусу.
    3. Подавать горячим. Яблоки можно заменить грушами. Ягоды придадут вкуса. Если есть желание, попробуйте различные смеси из ягод и фруктов.

"Напиток из растений"

    Напитки из растений могут быть получены из многих растений. Напиток приготовляется путем добавления в кипящую воду и кипячения в течение нескольких минут листьев или цветов растений.
    Лучшие напитки можно получить из листьев:
    - жгучей крапивы;
    - мяты;
    - боярышника;
    - дикой малины;
    - земляники; и цветов:
    - бузины;
    - липы;
    - тысячелистника;
    - ромашки.

0


Вы здесь » nordriclub » Их нравы » Пир или пьянка