Вязто в сайта http://www.thietmar.narod.ru/
Текст воспроизведен по изданию: "Ливонские правды" как исторический источник // Древнейшие государства на территории СССР. 1979 год. М. Наука. 1980

© текст - Назарова Е. Л. 1980

КОДЕКС ПРАВА ЛАТГАЛОВ (ЛП)

Появление первой записи права латгалов на немецком языке также, надо полагать, следует связать с обострением освободительной борьбы прибалтийских народов. В 1212 г. произошло совместное восстание ливов и латгалов против рыцарей и епископа. Единственный источник, сообщающий об этом восстании, — Хроника Генриха. Хронист пишет, что поводом к восстанию послужила распря из-за полей и бортей между рыцарями и латгалами из области Аутине 161. Причины же восстания были значительно глубже. По замечанию Генриха, ливы и латгалы, объединившись, «стремились с корнем вырвать из земли ливонской всех тевтонов и род христианский» 162. После поражения восстания был заключен новый договор завоевателей с ливами, в котором последние еще раз признали власть епископа и Ордена и обещали платить десятину 163. Далее хронист сообщает, что идумеи и латгалы, которые «ходили на эту войну, или гонцов послали, или пошли, но вернулись с дороги, или хоть коней в поход оседлали, уплатили своим судьям деньги в возмещение» 164.

Это известие дает возможность полагать, что с латгалами и идумеями (жителями соседней с Аутине области со смешанным ливско-латгальским [44] населением), выступившими вместе с восставшими, также были заключены договоры, в которых оговаривался размер контрибуции за участие в восстании. В них, как и в договоре с ливами, могли определяться размеры зернового налога в пользу церкви и прочие повинности. В договоре с латгалами, по-видимому, были и положения о взаимном возмещении ущерба аутинцами и рыцарями из Вендена 165.

После переговоров в Аутине поехал судьей бывший псковский князь Владимир. В Идумее судьей назван брат епископа Теодерих, которого вскоре сменил все тот же Владимир 166. Здесь и в приведенной выше цитате из Хроники — первые упоминания судей у идумеев и латгалов. Правда, из слов Генриха нельзя точно установить, были ли у этих народов судьи до восстания или посылка их оговаривалась в договорах 1212 г.

О строительстве церквей в Идумее, при которых постоянно жили священники, упоминается уже в 1206 — 1207 гг., т. е. одновременно с соседними ливскими областями, участвовавшими в восстании 1206 г. 167 Вполне возможно, что немецкие фогты также начали судить идумеев одновременно с ливами, руководствуясь тем же кодексом древнейшего права ливов, так что Теодерих в 1212 г. был уже не первым судьей идумеев.

Аутине до 1209 г. была областью Ерсикского княжества и после разорения Ерсики передана князем Висвалдисом с двумя соседними областями «в дар деве Марии» вместе с правом собирать там подати 168.

В древнейшем государственном образовании на территории Латвии — Ерсикском княжестве — естественно предположить существование своего письменного права, составленного не без влияния «Русской Правды». Это право действовало и в той части княжества (по немецким документам — «Леттии»), которая отошла в 1209 г. епископу, а в 1211 г. была поделена между ним и Орденом 169. Со старейшинами «Леттии» завоеватели поддерживали до 1209 г. союзнические отношения, используя их дружины в войне с эстонцами 170. Возможно, что и в первое время после официального перехода «Леттии» под власть епископа Альберт мог сохранять видимость полусоюзнических отношений с латгальской знатью. Во всяком случае, и в 1209 и 1210 гг. отряды латгальских нобилей Руссина и аутинского Варидота продолжали активно участвовать в походах против эстов вместе с венденскими рыцарями и, судя по Хронике, без особого нажима со стороны последнего. Лишь под 1211 г. Генрих сообщает, что для похода на Вильянди рижане собирали войско, «угрожая пеней» неявившимся [45] ливам и латгалам и «действуя страхом» 171. Не исключено, что сбор податей первоначально входил в обязанности местных старейшин 172. Они же вершили и суд среди своих соплеменников по праву бывшего Ерсикского княжества. Выступление знати «Леттии» вместе с восставшими в 1212 г. потребовало изменения существовавшего порядка и непосредственного введения в этих землях администрации завоевателей, так что посылка судей епископа в Аутине и соседние латгальские земли и право, по которому эти судьи должны были судить латгалов, могли быть установлены по договору 1212 г. или несколько позже. Таким образом, на основании договора 1212 г. был составлен кодекс права латгалов на немецком языке. Вряд ли надо сомневаться в том, что в основу этого кодекса легло право Ерсикского княжества.

В нашем распоряжении есть кодекс, названный А. Швабе и Я. Земзарисом правом латгалов 173. Связывать этот кодекс с латгалами вполне правомерно. В нем сохранились статьи, более полно, чем в других кодексах, отражающие разносторонние интересы местной верхушки (статьи 6, 8 ЛП о случайно нанесенных ранах и рыцарских поединках, ст. 18 о ростовщиках, ст. 22 о складничестве). Это соответствует тому факту, что феодализация в Латгале к началу XIII в. зашла дальше, чем в других районах Латвии и Эстонии.

О существовании кодекса права латгалов упоминается и в договоре 1272 г. между Орденом и земгалами 174. По договору, правом, действующим в Латгалии, следовало руководствоваться в Земгале. О том, что речь в договоре может идти именно об известном нам кодексе, свидетельствует сопоставление его с КП, по которому судили земгалов. Оба кодекса имеют значительное сходство в содержании и формулировках статей.

В заголовке кодекса права латгалов названы «старейшины ливонцев». Употребление обобщенного понятия «ливонцы» («Leyf-flenderenn») можно, как кажется, объяснить двояко: 1) при составлении кодекса права для латгалов в качестве образца использовалось уже записанное по-немецки право ливов, т. е. использовался опыт ливских старейшин наряду с латгальскими; 2) в [46] кодификации принимали участие не только латгальские старейшины, но и представители ливской верхушки, находившиеся при завоевателях в качестве советников в отношениях с местными народами (например, лив Каупо).

Упоминание же в заголовке ЛП не одного епископа, а «епископов» является, очевидно, позднейшим изменением, появившимся, возможно, уже в XVI в. под влиянием заголовка редакции P ЛЭП.

Кодекс права латгалов действовал с самого начала не только в Аутине, но скорее во всей «Леттии», а затем и в других латгальских землях (Талаве, областях Ерсикского княжества, захваченных позже «Леттии», и др.) по мере усиления над ними власти завоевателей и распространения там епископской и орденской администрации.

Большинство статей права латгалов содержит нормы донемецкого времени. Некоторые из них были видоизменены под влиянием права завоевателей. Например, статьи 10 — 11 о порядке наследования подвергались изменению в соответствии с установлением церковного католического порядка заключения брака. Нормой канонического права является и «шея» за насилие над женщиной (ст. 9). Введение разного наказания за кражу на сумму до 1 марки и свыше марки появилось в статьях 13 — 14 под влиянием положения, принятого в странах Балтийского бассейна в первой половине XIII в. 175 Остальные нормы права, вошедшие в кодекс, были записаны немцами или в том виде, в каком были известны местному судопроизводству донемецкого времени, или с отличиями, не повлиявшими на смысл правоположений.

Ф. Г. Бунге и Л. Арбузову были известны два списка кодекса права латгалов, составленные в XVI в. (Кенигсбергский — К и Дрезденский — D). Эти списки имели лишь незначительные языковые и орфографические различия 176. Кроме того, Бунге упоминал о копии со списка К, сделанной в начале XIX в. Е. Хеннингом, но сам он этой копией, видимо, не пользовался 177. Нам удалось найти лишь копию Хеннинга. Она входит в рукописное собрание «Miscellanea historica et juridica e sanction Tabulario Ordinis Teutonici Regimontano sumtibus Ordinis Equestris Curlandiae transscripta» вместе с другими немецкими и латинскими документами периода [47] господства Ливонского ордена, найденными и переписанными Хеннингом в Кенигсбергском архиве 178.

Текст кодекса права в списке К и копии с него написан на средненижненемецком языке с примесью верхненемецкого, причем копия Хеннинга содержит некоторые орфографические отличия в написании отдельных слов. Эти расхождения можно, скорее всего, объяснить погрешностями или Хеннинга, или Бунге (последнего — в меньшей степени) при переписывании текста кодекса в архиве. Список D, судя по приведенным Бунге и Арбузовым разночтениям, отличается от копии Бунге со списка К также лишь написанием некоторых слов, так что справедливо мнение Арбузова, будто оба списка делались в канцелярии рижского архиепископа, добавим — с одного протографа.

Кодекс в рукописи на статьи не разделен. При публикации Бунге разделил его по смыслу на 25 статей. Такое деление достаточно точно отражает структуру памятника. Мы придерживаемся традиционного деления кодекса, хотя по аналогии с правом ливов и правом куршей, земгалов и селов вполне правомерно было бы разделить на семь статей ст. 5 об увечье пальцев.

Можно предположить, что кодекс права латгалов первоначально был длиннее, чем в известных нам списках. Последняя, 25-я статья, оканчивается буквосочетанием «etc.» («и т. д.»). Возможно, составитель протографа списков К и D, переписывая уже не действовавший в его время документ, не счел нужным скопировать его целиком, или в его распоряжении была дефектная копия с испорченным концом, который переписчик не смог восстановить.

Это особое право, [данное] епископами Ливонии и рыцарями бога, и немцами, и старейшинами ливонцев. [172]

1. За одного убитого — убийство,

2. За рану мечом [платить] 3 счетные марки [в качестве] возмещения.

3. За удар ножом [платить] 6 марок [независимо от того,] останется ли он (убийца) при убитом или при живом.

4. За увечье ноги или руки, глаза или носа [виновный] должен заплатить половину [суммы] возмещения за убийство человека.

5. За увечье большого пальца [платить] 6 счетных марок. За указательный палец — 5 марок. [За] средний палец — 3 марки, [за] мизинец — 2 марки. [За] безымянный палец — 4 марки. [За] большой палец на ноге — 4 марки. [За] остальные пальцы на ноге — [по] 2 марки.

6. Если [кто-либо] случайно [нанесет названные увечья], будь то топором или мечом, [и] это [произойдет] в темноте, [то] он [должен] извиниться, [если это случится] днем, [то] он [должен] извиниться и поклясться [в том, что нанес увечье случайно].

7. Если кого-либо ударят палкой или дубиной [так], что на голове появится синяк, [то следует заплатить] 3 счетные марки.

8. Если кто-либо будет убит [в поединке] на игрищах [и убивший] докажет [отсутствие злого умысла] клятвой, [то дело решается] без участия судьи и он (убивший) [договаривается] с родственниками [убитого] и платит родственникам возмещение [за убийство].

9. [За] насилие над женщиной — шея.

10. Также [если] муж берет жену, [то] все его [движимое] [173] имущество должно перейти к его жене. Если он хочет от нее уйти, то он теряет поле и все [движимое] имущество, [которые переходят во] владение его сыновей и дочерей. Если наследство не берет сын, то оно переходит к дочерям и матери.

11. Вдова, пока она остается вдовой, владеет наследством вместе с дочерьми. Если она снова выходит замуж, то дочери делят наследство поровну с матерью.

12.Также если кто-либо сломает или повалит бортные деревья, или [залезет] в клеть, дубиной разобьет сосуд [для хранения зерна], или [откроет] сундук, или украдет лошадь, или другую вещь, [то он должен заплатить] 3 счетные марки.

13. Если это (украденное) [стоит! больше, то его [следует] повесить за шею.

14. Если это [стоит] 1 марку, то его [следует] наказать розгами, кроме того, отрезать ухо и выжечь [клеймо] на щеке (или [он] может откупиться 6 марками) 1.

15. Если его поймают при [совершении] кражи, то он будет повешен.

16. Также если кого-либо обвинят в краже, [то] он оправдывается сам, если его задержат [с краденым] во второй раз, то это второе [обвинение в] краже. Если его схватят в третий раз, то должен дотронуться до раскаленного железа, [если] он хочет оправдаться. [174]

17. Также если у кого-либо умрет брат, который имеет наследство [и умерший] брат [остался кому-то] должен, [то] он (брат умершего) обязан заплатить долг, [если] хочет получить наследство.

18. Если кто-либо имеет имущество, [полученное в качестве] залога [на сумму в] 3 счетные марки, [и] если он отказывается его вернуть владельцу, которому принадлежит имущество, [то, если] залог будет у него найден, он должен возместить владельцу 4 марки, если [стоимость залога] больше, то он (владелец имущества) должен привести больше людей в качестве свидетелей.

19. Если лошади или другой скот будут найдены на поле или сеножати, [то] он (владелец поля) должен держать [у себя] этот скот, пока ему не будет возмещена потрава.

20. Если случится, что этот скот у него отнимут силой, [то] он (виновный) должен искупить [вину, заплатив] 1 марку.

21. Также, [если] кто-либо крадет сена столько, что его можно унести в руках [в охапке, то виновный платит] 3 счетные марки. Если [он крадет] сани сена, то он [должен заплатить] возмещение в 1 марку.

22. Также [если] двое складывают свое имущество для продажи [и] один [из них] умрет, [что надо доказать] с двумя свидетелями, [то] он (компаньон) выплачивает долю умершего [его родным].

23. Если кто-либо будет вызван в суд слугой судьи, [но] он откажется прийти, [то] он [должен] заплатить 1 марку. [175]

24. [Если] Кого-либо ударят в ею доме палкой или ранят, [то] он (виновный) возмещав» это [преступление, заплатив] 9 марок.

25. [Если] кого-либо ударят или задержат силой [и] тот, [кто это сделал], оправдается, [назвав причину своих действий,] [то] он ничего не платит господе. Так же [следует поступить], если другой (задержанный) будет обвинен, [но] не согласится [признать свою вину], [и] если он оправдается, [выдержав испытание] раскаленным железом, и т. д.

Комментарии

1. В списках эта часть статьи, заключенная в круглые скобки, относится к ст. 15.

(пер. Е. Л. Назаровой)
Текст воспроизведен по изданию: "Ливонские правды" как исторический источник // Древнейшие государства на территории СССР. 1979 год. М. Наука. 1980

Отредактировано Goh (2007-07-07 11:54:48)