nordriclub

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » nordriclub » Вопросы по реконструкции » Литовская женская безрукавка


Литовская женская безрукавка

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

Если сказать, что я литовский не знаю, так это считайте промолчать..
Неоднократно видел картинки реконструкций женских комплектов на 14-15вв в литовской археологии, и на некоторых из них дамы изображены в безрукавках (системы жилетка). Катастрофически интересно, что это за одежда. Это не могло быть просто фантазией, т.к. попадалось это мне не у одного автора (или это коллективная психопродукция?). А енти свои куцые summary на аглицком или русском лучше б вообще не писали (я не националист, просто комплексую.. :'(  ). Или мот хоть со словариком русско-литовским помогите..

Не совсем удачное изображение, просто я оторван от своего компа..

0

2

Вы не могли бы указать публикацию?
Дело в том, что у каждой "безрукавки" своя история.
Иногда отсутствие рукавов обусловлено чесной реконструкцией - рукава утрачены или нет органики с характеристикой текстиля как на этом же слое на корпусе.
Иногда происходит экстраполяция этнографического материала на этот период. Нужно отдельно рассматривать каждый конкретный случай.

0

3

1
2
Волкайте-Куликаускене "Одежда и украшения балтов 1-17вв"
3
Урбанавичене "Могильник Дзиктарай"
  Вопрос, собственно, в следующем: Часто в погребальный инвентарь входят 1-2 и более круглые дисковидные фибулы на груди по средней линии (к примеру - Дзиктарай); это просто украшения, или они несли функцию всё-таки что-то застёгивать (ту же безрукавку?). Может быть на этих самых застёжках сохранились частички текстиля? На 1ой картинке застёжки несут декоративную роль, поскольку безрукавка зашнуровывается, это догадки, или имеет под собой почву ? (в археологическом плане - "имело над собой почву"(с) :D ).
Вырвусь из опостылевшего Минска домой (уже скоро!!),- нарублю ещё картинков, а то всё по e-net кабакам мыкаюсь..

+1

4

Тут такое дело. Если мы говорим о 14-15 вв, то нам надо смотреть этническую принадлежность погребенной. Население городов и деревень достаточно сильно отличалось. в деревнях и сельских поселениях уклад сохранял традиционный строй, свойственный племенам, горожане же быстрее ассимилировали и принимали более западные моды.
Если могила балтская - то надо смотреть есть ли в слое НАД фибулами остатки текстиля. Если есть - то значит фибулами закалывалась верхняя одежонка (одним из гипотетических вариантов которой была безрукавка), если могилка городская - то возможны иные варианты. Если же фибула и есть самый верхний слой - то скорее всего на нее закалывалась вилайне. В этот период даже самые бедные тетки носили вилайне заколотую на 6-8 фибул (причем фибулы распологались как одна над одной - так и в ряд.

0

5

а на картинках нарисован кабаш (кабат) - это уже 17-18 век.

0

6

Огромное спасибо, Goh!! Это наводит на некоторые мысли :idea:

В этот период даже самые бедные тетки носили вилайне заколотую на 6-8 фибул (причем фибулы распологались как одна над одной - так и в ряд.

А откуда версия о закалывании вилайне таким образом? Насколько я понимаю, вилайне представляло из себя достаточно плотную ткань, а Урбанавичене, и К.Рицкявичюте http://io.ua/5853130pутверждают, что такие фибулы (плоские кольцеобразные пластинчатые) имели достаточно маленький внутренний диаметр (по масштабу- не более 1.5 см, часто даже меньше), и, таким образом использовались для закалывания одежд из тонких тканей, а для более толстых - применялись подковообразные фибулы.

а на картинках нарисован кабаш (кабат) - это уже 17-18 век.

:confused: Ввиду моих неглубоких лингвистических познаний, я в пояснениях к вышеупомянутым картинкам разобрал только циферки:
на 1-ой - 15-16, на 2-ой - 14-15.

  Немного проясню мой противоестественный интерес к теме женского литовского костюма. Клуб наш занимается реконструкцией ВКЛ. В 14-15вв Гродно входило в состав земли Трокской (Тракай). Управлял крепостью каштелян (наместник), а сама земля Кейстута (позже - Витовта) на процентов 60-70 была на территории сопредельного государства. На наш период. даже в Гродно (как и в других крупных городах), около 80% населения было балтским (здесь-ятвяжским), а в близлежащих( не говоря уже об отдаленных) поселениях приближалось к абсолютным цифрам. Балты значительно более консервативны, чем славянское население, что мы видим по степени эклектики в погребальных памятниках (А.Квятковская Ятвяжские могильники 11-17вв/ Вильнюс,1998 : если мы видим смешанное славяно-балтское захоронение (по инвентарю),-то скорее всего оно славянское, В балтских могильниках же количество славянских по происхождению предметов не превышает 1-2 (на весь могильник!)
  Короче, навигационная ориентировка в плане реконструкции костюма на Русь (как мы поступали до сего времени), а тем более - на западную Европу, являлась несколько категоричной, поэтому, хотя бы для расширения кругозора своих соклубников, а в идеале - для методического пользования, я пишу статейку с иллюстративным материалом. Так вот, загвоздка именно с текстильной составляющей женского костюма. Тезисы :writing:
1.Чё за жилетка?И была ли вообще? А если не было. то как не мёрзли?
2.Чё за юбка? (понёва?),как она крепилась на поясе?
3.Был ли фартух?
4.И если это было, то какой крой?
Мне сразу застрелиться или помучиться?
Надыбал литовско-русский словарик, сижу, потею, а то ведь на Каупе взялись переводить Волкайте Куликаускене, а до самого интересного-то и не дошли..

0

7

По поводу толщины ткани и модели фибулы. Та которая кольцо - это сакт. Совершенно справедливо мнение о том что подковообразной закалывали грубяк, а сактом с малым диаметром - тонкий лен или тонкое сукно. Это логично, если закалывать ткань. Но например латышская археология показывает, что не всегда рачительные хозяева протыкали нарядную ткань иглой фибулы - есть накопаные доказательства использования так называемых "петелек" из ткани. Т.е. игла фибулы продевалась не прямо в ткань, а через петельку. Сохраняя ткань и скрепляя одежду.

теперь по тезисам.

1. Жилетка. Нужна дополнительная консультация с Барвеновой Анной, но пока консультацию не провела - мои сомнения  нерушимы. Жилетка - это более поздний период (вообще реконструированное изображение пропахло 16 веком). А чтоб не мерзли - есть совершенно четко реконструированный женский распашной лапсердак (я не знаю как его назвать, это распашная одежда, стянутая поясом), однако период более ранний.
2. Юбка. Употребля термин панева, мы сразу привязываемся к трехчатному полотнищу вокруг талии. Это несколько смело. Да, держится на поясе. Да, обернута вокруг талии. Остается открытым ряд вопросов - можно ли их ассоциировать с латышскими шерстяно-льняными юбками, или они имеют ряд отличительных особенностей.
3. Фартух был. Если тетка балтская - фартух - обязательно. Навалом свидетельств украшения текстиля фартуха на более ранние периоды - про 14-15 лично я к сожалению пока не интересовалась. С Вашей подачи - начну :-))
4. Крой. Не сыпьте перец  в нос на вдохе. Это самый больной вопрос в исторической реконструкции. Все существующие выкройки - не более чем версии. У вас есть реальный шанс вписать свое имя в историю реконструкции ятвяжского костюма. Осталось самую малость - обосновать и подобрать исходный материал для анализа и синтеза :-))

0

8

Спасибо за информацию...Кстати, про "лапсердак",это откуда? У Зарини в ливах есть что-то наверное похожее, хотя по-моему нераспашное...она это называет "кофтой".. :(

0

9

Го, а можно, пожалуйста, поподробнее про то, что женское без рукавов. Я бы даже написала это большими буквами, но не хочу нагнетать обстановку =D. Мы это все называем безрукавкой, как оно правильно - не знаю. Данных довольно мало, а заиметь подобную штуку мне после зимней ночевки очень хочется.. В общем из того что доступно хотя бы краткие описания, ну там район, век, материал, длина, насколько это, конечно, возможно.

0


Вы здесь » nordriclub » Вопросы по реконструкции » Литовская женская безрукавка