1 ОДЕЖДА
1.1 Рубаха.
Рубаха-платье реконструирована по фрагментам текстиля из захоронений №25 (11в) и № 151 (10\11вв). Фрагменты сохранились на бронзовых посоховидных булавках, застегивающих разрез на груди. На верхней части булавки ткань более плотного переплетения, чем на нижней. На основании этого факта Э.Шнорре и А. Зариня делают вывод о том, что рубаха состояла из тканей 2-х сортов – вверху более тонкая, чем внизу. Подобный крой характерен и для латышской этнографической традиции. Для платья был подобран отрез этнографического льна, с подходящими технологическими особенностями. При создании выкройки мы использовали отрезной по линии груди крой с разрезом горловины, который скрепляется подковообразными фибулами со спиральными концами, широко распространенных в жежеских погребениях нукшинского могильника.. Длина рукавов доходит до запястий – в археологическом материале есть находки оксидированных фрагментов ткани под спиралевидными браслетами, подобные тем, что обнаружены у фибул на груди. Платье имеет боковые клинья и ластовицы рукавов. Подобную отрезную выкройку рубахи-платья предлагает Л. Хиландер, при реконструкции костюмного комплекса из Эуры (10 в, Финляндия).
Горловина на реконструированной рубахе имеет воротник-стойку, обшитую по краю плетенкой из шерсти, что подтверждено находками только в мужском погребении (№102 нукшенский могильник). Положа руку на сердце, этот лукавый ход я бы назвала грубой ошибкой, однако стойка создает определенный комфорт при носке большого количества бронзовых и латунных гривен, а плетенка придает необходимую жесткость вороту и раз резу горловины.
1.2 Поясная одежда
Выполнена из льна и шерсти (материал погребения № 119). Крепится на тканом на дощечках поясе. Длиной до щиколоток. Соткана полотняным переплетением. Вот на этом и заканчивается все, что похоже на латгальскую “юбку” из нукшинских погребений.
Нити льна окрашены крушиной и индиго, нити шерсти окрашены мареной и индиго. Этот предмет туалета жесткий глюк в моем латгальском костюме. На самом деле это фрагмент заказа, который я ткала для девушки Иры из “Ратобора” – это реконструкция славянской паневы из Избрижья, которую эта девушка и разработала и покрасила нитки и вдохновила на создание баблом.
В данный момент в работе настоящая латгальская “юбка”. Полушерстяная, в основе круто спряденый трощеный в направлении “Z” лен, в утке – шерсть нетрощеная, спряденная в направлении “S”. Сотканная в 4 ремизы, с основой полностью перекрывающей уток. Край поясной одежды обшит спиральными трубочками, как в материале захоронения № 33 (их нашли на голени и под голенью на оксидированных фрагментах полушерсти, на основе чего Э.Шнорре и А.Зариня и делают вывод о наличии поясной одежды (юбки) в комплексе костюма.
1.3 Вилайне.
Вилайне – плечевая нешитая плащеподобная одежда, представляет собой прямоугольник с отношением сторон как 2:3. В нукшинских погребениях нет ни одной полностью сохранившейся вилайне. Вилайне рубежа 10-11 вв характеризуются минимумом металлических украшений по полю, наличием пронизок по краям.
Для реконструкции №1 была выбрана вилайне наиболее архаичного типа. Без украшений по полю колечками, но украшенная спиральными трубочками (как в погребении№№ 2 и 25).
Для реконструкции вилайне № 2 был выбран прототип из погребения №209, с орнаментом по длинному и короткому краю.
Вилайне соткано саржевым переплетением 2\2 из белой шерсти, окрашенной индиго. Нити основы свиты по 4 и продеты в пронизки. Далее следует кайма, сотканная на трех 4-х дырных дощечках из синих и красных нитей (окрашенных индиго и мареной). Пасма основы, сложенные по 4нити служили утком. Дощечки поворачивали на полтора оборота для прочности (подобный технологический прием встречается на краях нескольких вилайне нукшинского могильника).
Вилайне скалывается под грудью подковообразной фибулой, таким образом, чтобы были видны шейные украшения.
1.4 Обмотки
Изготовлены по материалам могильника Лудзас Одукалнс, где были найдены намотанными от ступни кверху и вместе с краем крепились с помощью узкой приевите (тесьмы). Подобная находка (с узкой тесемочкой, креплением) есть и в материале могильника Приекулю Гюгери, где они были положены под колени к умершей. Сотканы 2\2 саржевым переплетением из белой шерсти, окрашенной индиго. Длина – 3м. Ширина – 9 см.
1.5 Носки
Связаны игольной вязкой из нити окрашенной мареной. Технология вязки иглой у латгалов зафиксирована, однако наличие носок в латгальском костюме не доказано.
1.6 Пояс
Соткан из шерстяных ниток на дощечках с 4-мя отверстиями. Аналогов в археологическом материале не имеет, однако его узор “галочки”, подобен целайне на краях вилайне.
1.7 Головной платок
Выполнен из льняной ткани. По мнению А. Зарини, замужние женщины носили платок, а венок одетым на него в торжественных случаях (смерть, надо полагать, достаточный повод вырядится именно так).