nordriclub

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » nordriclub » Вопросы по реконструкции » Латгалы. К вопросу о традиционныхы орнаментах


Латгалы. К вопросу о традиционныхы орнаментах

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Латгальский орнамент среднего и позднего железного века(5-11вв.)

В этом коротком сообщении я постараюсь  не  вдаваться в дебри орнаменталистики, попробую не обсуждать способы деления пространства, постараюсь не скатиться в распутывание сложных ходов семантики и этимологии знаков, а так же не стану  вдаваться в чтение сообщений орнамента и прочую психотерапию, хотя уверена, что  орнамент – это первописьмо, первографеммы, и каждый должен уметь читать на этом языке. Моя  цель определить бытовавшие на территории Латгалии знаки и их сочетания.
Именно латгальский орнамент полностью сохранил  геометричность, в то время как курши и ливы во всю пользовались звериным стилем скандинавов и включали антропоморфные, зооморфные и орнитоморфные  мотивы орнамента в украшение своих изделий .
К сожалению, я работаю в основном с текстилем и мне легче говорить о тряпичных объектах и о тряпичном археологическом материале, мои рассуждения могут быть предвзятыми  и неполными – поэтому это сообщение публикую на форуме, а не в виде научной статьи.

По мнению Рыжковской(которое я поддерживаю двумя руками) существовавшие у латгалов  знаки мы можем поделить на 3 большие группы
1) ЗНАКИ НА ГРАФИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ ШЕВРОНА

А. Знак Кровли (Jumtins –юмтиньш) – тупо, треугольник.
Это шеврон усложненный основаниям. По исследованиям П. Паулсена восходит к древнегерманскому стилю «волчий зуб». Мастерицы современной  Латвии его называют «половинка» - т.е. половинка ромба. Усложненный вариант этого знака – Знак Яниса (треугольник с отходящей от него вертикальной чертой вверх) Знак Яниса – раппорт сот. Это один из самых древних и широкораспространенных во всех культурах знаков. Все мужские, воинские  браслеты нукшинского могильника украшены на широких концах Янисом-сотами.
Именно знаками кровли украшено большинство латгальских вилайне по длинному и короткому краям. Именно знаками кровли и яниса украшали латгалы браслеты и свои сложные бронзовые  пояса.
Этот знак служит субстратом для образования Знака Юмиса. Считается посвященным Диевсу (верховному божеству балтов).

Б. Зигзаг  (Liklocis –лийклоцис)
Зигзаг в форме ломаной или волнистой линии – самый древний знак в истории человечества. В Латвии его называют «извилина или речка». Является символом вод и посвящен женскому божеству Маре.  «Знак Мары». У латгалов встречается на шейных гривнах и в украшении трапецивидных подвесок в виде двух сплетенных спиралей. Является знаком третьего порядка, так как  не играет активную роль в организации пространства, служит «водоразделом» полей орнамента или организует иным образом другие знаки вокруг себя.

В.Знак хвои (skujina –скёйня?)
По форме начертания распадается на три отдельных знака:
1. ряд наклонных насечек, линий
2. ряд шевронов
3. ряд шевронов пересеченных посередине прямой линией (при вертикальном расположении – это простейшее изображение дерева.)
Таким образом изображали стаи птиц, род человека, фазы луны. Так же в Латвии называют этот знак «метелочка Лаймы» - знак вечнозеленой молодости, счастья, неувядающей жизни.  Это тоже знак третьего порядка, он редко играет самостоятельную роль. Чаще заполняет пространство между основными знаками.
Этот знак является единственным украшением целайне в латгальских вилайне железного века. Этот знак – знак плетеных на дощечках латгальских поясов. А так же им украшены все женские вещи (прялки, горшки, пряслица).

Г. Ромб – (sturaina saulite – «квадратное солнышко»)
В Латвии его называт «садик», или в варианте соединения нескольких Р. – «ситечко»
Знак известный на территории Латвии с палеолита. Пунктированные Р. На статуэтках неолита означали пах или поясницу. Так же часто употребляли в украшении погребальных урн. В век железа ромб несколько утратил популярность. В латгале его используют в виде совмещенных основаниями двух Знаков Кровли. Наиболее популярен у куршей и ливов. Ромб означает участок земли. Рыбаков его читает как «возделанная земля».А. Голан читает его как «жилище». В любом случае знак означает стабильное замкнутое освоенное пространство. Сочетание ромба и креста лежат в основе традиционного балтского «узлового узора» (mezglu raksts), выполняющего охранную функцию. 

Д. Полумесяц (Meness)
Шеврон, острым углом расположенный в сторону, а не вверх или вниз. Главная трудность идентификации – относить ли к нему весь спектр полудуг, полусфер и полукружий. Этот знак был наиболее популярен у латгалов железного века. Полумесяц  встречается ввиде подвесок. В свою очередь орнаментирован кружочками с точками посередине. На основе знака месяца также можно создать «знак Усиня» (шеврон с острым концом вбок перечеркнутый посередине). Два месяца с заходящими друг за друга рожками образуют «жабу» - женский знак.
Изначально месяц был символом дождевого облака – одним из знаков Великой матери, а в железном веке произошло переосмысление, потеря значимости,  и в 9-11вв. его уже читают как символ Луны. В развитом средневековье полностью утратил значение и стал фоновым элементом орнамента.

Е. Знак Юмиса (Jumja Zime)Состоит из 2 перекрещеных шевронов. Родственен финно-угорскоим и славянским «бараньим рогам». Соединение двух Юмисов и ромба – дает знак Жабы. Юмис усложненный отростками – Знак Мартына. Знак среди балтских племен наиболее популярен у латгалов. Юмисами украшали бронзовые браслеты, вилайне.
Юмис – это плодородие, колос-двойчатка, осенняя толока, юмалени. Юмис – это полнота, сексуальность, достаток и богатство – не зря знаками украшены браслеты латгалов (через руки приходит богатство) и короткие концы вилайне (те, которые у женщины на груди и на животе).

Ж.Знак Ужа (ужас…гы-гы ) (Zalktis)
В  латгальском орнаменте существуют две формы «ужаса» - изогнутая ( S- образная относится к знакам на основе круга) и ломаная ( Z- образная, относится к знакам на основе шеврона).  Некоторые исследователи (Дзервитис, Паэгле) считают, что свастика – это два свившихся залктиса. Брастыньш и Бине считают, что уж – это знак фаз луны – растущей и убывающей. Знаком ужа этот знак стали называть недавно. У латышей имя змеи табуировано, в текстах сказаний и песен множество тому подтверждений – слово «змея» мощно синонимируется.
В орнаментальной композиции знак самостоятельный и занимает центр, хотя есть некоторое количество артефактов, с залктисом в качестве каймы.  Знак ужа замыкающий, не пускающий внешнее внутрь. Часто его использование на поясах и в погребальных обрядах. Вплоть до 17 века широко, и до теперешнего времени редко существует в Латгале культ Молочной матери “Brehkt Peenu mahtes” (ее олицетворяет уж, живущий в доме). Ужи охраняли дом от молочных ведьм. Что подтверждают находки детских вещей, украшенных залктисом. И еще. В деревне Велец Витебской области, откуда есть моя родина, почитают «ужас» в хлеву коров по сю пору.

З. Знак Усиня (Usina Zime)
Для латгалов железного века знак не характерен – появляется в чистом виде на узорах мужских латгальских варежек только в 18 в. Г. Земитис полагает что геометрическая форма этого знака происходит от техники ткачества и вязания. Все латгальские вилайне 18 в. украшены «конями Усиня, что везут весной солнце». Усиньш – лошадиный бог балтов. Но это отождествление гипотетично – на конской сбруе латгалов не найдено знаков Усиня.

0

2

2) ЗНАКИ НА ГРАФИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ КРУГА
А. Круг (Saulite – солнышко)
Встречается чаше с концентрическими кругами или точкой или ромбом внутри. Так же есть круг с замкнутым в нем крестом (календарь - деление года на поры года?). Есть варианты с примыкающими снаружи или изнутри лучами-спицами. Круг  – это глаз, пуп, центр, сосредоточие. Как и в случае с ужом-залктисом, название солнышко –позднее. У латгалов не было культа солнца. Солнце символизировал знак Яниса с кружочками на концах, определяющими три крайних положения светила за сутки. Это же подтверждает и тот факт, что когда в Латвии (и в частности в латгалии) делают сыр к празднику солнцеворота – его вяжут в тряпку с узлом в центре, а складки распределяют равномерно, когда сыр готов, на его поверхности – точка с расходящимися лучами. Это называют – Янов сыр. Где солнце – серединка Янова сыра, точка схождения лучей.
Непонятно, что может означать сплошное покрытие латгальских подвесков кружочками. Похоже, что именно этот знак можно ассоциировать с «засеянным полем».

Б. Спираль и концентрические круги (Bezgalitis)
(формально отсюда берут начало и волнистый зигзаг и серпы-полукружия)
Некоторые исследователи (Барстыньш) полагают спираль  чуждым элементом в латышском орнаменте, пришедшем извне, однако даже беглый взгляд на археологический материал железного века позволяет жостка  усомниться в этом высказывании. Особое внимание стоит уделить спиралевидным браслетам и концам вилайне. В двумерном пространстве спираль заменялась зигзагом. Но спираль, на мой взгляд, имеет важное значение в латгальском орнаменте железного века, хотя стоит отметить, что в современном орнаменте, не используется вообще.
Спиралевидные браслеты можно трактовать как змей. Тем более на них, часто, прослеживается рисунок, имитирующий кожу змеи. А так же на спиралевидных кольцах латгалов часто можно наблюдать головку змеи в начале и хвостик в конце.

0

3

3) ЗНАКИ НА ГРАФИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ КРЕСТА

А.Четырехконечный крест (Krusts)
В  латгальском орнаменте присутствуют следующие разновидности креста – прямой, наклонный и с перекрещенными концами. Е. Бине упоминает еще мечевой крест (zobena krusts)  и огненный крест (ugunskrusts). В Латгале известен с позднего палеолита. Это один из значительных декоративных элементов, связанных  с Перкунасом. В позднем железе образует массив археологических  находок  из подвесок, которые можно связать с христианством.
Латгалы крестами декорировали все предметы – оружие, текстиль, бронзовые украшения, керамику. Кроме описанных выше встречаются кресты вписанные в ромб и круг. Чаще встречается именно косой крест. Крест обозначал – огонь. Огонь как земной так и небесный.

Б. Свастика  (Ugunskrusts)
Огромное колічество названий разновидностей свастик никак не закреплено за определенного вида графемой, поэтому мы будем говорить о самых простых и распространенных вариациях.
Разные исследователи по-разному трактуют происхождение знака. Доподлинно известно лишь то, что знак общеиндоевропейский и этимология названия происходит от пожелания счастья на санскрите «су асти!». Поэтому многие латышские исследователи предлагают называть свастику – крестом Лаймы.
К свастическому кругу следует отнести, прежде всего, знак в форме прямого или косого креста, с отростками на концах, под прямым углом к основным штангам. Разнообразные формы свастики отражают различные версии развития движения схемы «крест в круге», которая является исходной для всех вариантов свастики.  В Латвии впервые зафиксирована в 3-4вв н.э. в виде узора ажурных сакт и цепедержателя, найденных в центральной Видземе (Трикате, Муру-Раунас). В раннем железе распространилась по всей Латвии, приурочена к предметам Гольштатской культуры. Г. Земитис рассматривает свастику как импорт германской культуры и в последствии контаминация со знаком ужа и угловатым крестом. В позднем железе свастика становится весьма популярной. Предметы на которые нанесена свастика отличаются обильным украшением, большими размерами и их находят в богатых погребениях. (Хочется вспомнить вилайне из Стамерине – на нем 37 знаков свастики в 20 вариантах).

В.Восьмиконечная звезда (Auseklis)
Многоконечные  кресты, так называемые звезды
Аусеклис, составляющий центральный мотив латышского орнамента, то что считается сейчас в Латвии основой тоснов, национальным символом -  у латгалов не встречается. Вообще. Стоит отметить, что неизвестен он и в археологическом материале финно-угров, однако известен у    скотоводов и земледельцев Европы с 4 в до н.э., в частности культура Карново.
___________________________________________________________________________________________

Вот пока все. Картинок с находок надо нарубить или все понятно?

0

4

картинки было бы очень интересно)

0


Вы здесь » nordriclub » Вопросы по реконструкции » Латгалы. К вопросу о традиционныхы орнаментах