Латгальский орнамент среднего и позднего железного века(5-11вв.)
В этом коротком сообщении я постараюсь не вдаваться в дебри орнаменталистики, попробую не обсуждать способы деления пространства, постараюсь не скатиться в распутывание сложных ходов семантики и этимологии знаков, а так же не стану вдаваться в чтение сообщений орнамента и прочую психотерапию, хотя уверена, что орнамент – это первописьмо, первографеммы, и каждый должен уметь читать на этом языке. Моя цель определить бытовавшие на территории Латгалии знаки и их сочетания.
Именно латгальский орнамент полностью сохранил геометричность, в то время как курши и ливы во всю пользовались звериным стилем скандинавов и включали антропоморфные, зооморфные и орнитоморфные мотивы орнамента в украшение своих изделий .
К сожалению, я работаю в основном с текстилем и мне легче говорить о тряпичных объектах и о тряпичном археологическом материале, мои рассуждения могут быть предвзятыми и неполными – поэтому это сообщение публикую на форуме, а не в виде научной статьи.
По мнению Рыжковской(которое я поддерживаю двумя руками) существовавшие у латгалов знаки мы можем поделить на 3 большие группы
1) ЗНАКИ НА ГРАФИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ ШЕВРОНА
А. Знак Кровли (Jumtins –юмтиньш) – тупо, треугольник.
Это шеврон усложненный основаниям. По исследованиям П. Паулсена восходит к древнегерманскому стилю «волчий зуб». Мастерицы современной Латвии его называют «половинка» - т.е. половинка ромба. Усложненный вариант этого знака – Знак Яниса (треугольник с отходящей от него вертикальной чертой вверх) Знак Яниса – раппорт сот. Это один из самых древних и широкораспространенных во всех культурах знаков. Все мужские, воинские браслеты нукшинского могильника украшены на широких концах Янисом-сотами.
Именно знаками кровли украшено большинство латгальских вилайне по длинному и короткому краям. Именно знаками кровли и яниса украшали латгалы браслеты и свои сложные бронзовые пояса.
Этот знак служит субстратом для образования Знака Юмиса. Считается посвященным Диевсу (верховному божеству балтов).
Б. Зигзаг (Liklocis –лийклоцис)
Зигзаг в форме ломаной или волнистой линии – самый древний знак в истории человечества. В Латвии его называют «извилина или речка». Является символом вод и посвящен женскому божеству Маре. «Знак Мары». У латгалов встречается на шейных гривнах и в украшении трапецивидных подвесок в виде двух сплетенных спиралей. Является знаком третьего порядка, так как не играет активную роль в организации пространства, служит «водоразделом» полей орнамента или организует иным образом другие знаки вокруг себя.
В.Знак хвои (skujina –скёйня?)
По форме начертания распадается на три отдельных знака:
1. ряд наклонных насечек, линий
2. ряд шевронов
3. ряд шевронов пересеченных посередине прямой линией (при вертикальном расположении – это простейшее изображение дерева.)
Таким образом изображали стаи птиц, род человека, фазы луны. Так же в Латвии называют этот знак «метелочка Лаймы» - знак вечнозеленой молодости, счастья, неувядающей жизни. Это тоже знак третьего порядка, он редко играет самостоятельную роль. Чаще заполняет пространство между основными знаками.
Этот знак является единственным украшением целайне в латгальских вилайне железного века. Этот знак – знак плетеных на дощечках латгальских поясов. А так же им украшены все женские вещи (прялки, горшки, пряслица).
Г. Ромб – (sturaina saulite – «квадратное солнышко»)
В Латвии его называт «садик», или в варианте соединения нескольких Р. – «ситечко»
Знак известный на территории Латвии с палеолита. Пунктированные Р. На статуэтках неолита означали пах или поясницу. Так же часто употребляли в украшении погребальных урн. В век железа ромб несколько утратил популярность. В латгале его используют в виде совмещенных основаниями двух Знаков Кровли. Наиболее популярен у куршей и ливов. Ромб означает участок земли. Рыбаков его читает как «возделанная земля».А. Голан читает его как «жилище». В любом случае знак означает стабильное замкнутое освоенное пространство. Сочетание ромба и креста лежат в основе традиционного балтского «узлового узора» (mezglu raksts), выполняющего охранную функцию.
Д. Полумесяц (Meness)
Шеврон, острым углом расположенный в сторону, а не вверх или вниз. Главная трудность идентификации – относить ли к нему весь спектр полудуг, полусфер и полукружий. Этот знак был наиболее популярен у латгалов железного века. Полумесяц встречается ввиде подвесок. В свою очередь орнаментирован кружочками с точками посередине. На основе знака месяца также можно создать «знак Усиня» (шеврон с острым концом вбок перечеркнутый посередине). Два месяца с заходящими друг за друга рожками образуют «жабу» - женский знак.
Изначально месяц был символом дождевого облака – одним из знаков Великой матери, а в железном веке произошло переосмысление, потеря значимости, и в 9-11вв. его уже читают как символ Луны. В развитом средневековье полностью утратил значение и стал фоновым элементом орнамента.
Е. Знак Юмиса (Jumja Zime)Состоит из 2 перекрещеных шевронов. Родственен финно-угорскоим и славянским «бараньим рогам». Соединение двух Юмисов и ромба – дает знак Жабы. Юмис усложненный отростками – Знак Мартына. Знак среди балтских племен наиболее популярен у латгалов. Юмисами украшали бронзовые браслеты, вилайне.
Юмис – это плодородие, колос-двойчатка, осенняя толока, юмалени. Юмис – это полнота, сексуальность, достаток и богатство – не зря знаками украшены браслеты латгалов (через руки приходит богатство) и короткие концы вилайне (те, которые у женщины на груди и на животе).
Ж.Знак Ужа (ужас…гы-гы ) (Zalktis)
В латгальском орнаменте существуют две формы «ужаса» - изогнутая ( S- образная относится к знакам на основе круга) и ломаная ( Z- образная, относится к знакам на основе шеврона). Некоторые исследователи (Дзервитис, Паэгле) считают, что свастика – это два свившихся залктиса. Брастыньш и Бине считают, что уж – это знак фаз луны – растущей и убывающей. Знаком ужа этот знак стали называть недавно. У латышей имя змеи табуировано, в текстах сказаний и песен множество тому подтверждений – слово «змея» мощно синонимируется.
В орнаментальной композиции знак самостоятельный и занимает центр, хотя есть некоторое количество артефактов, с залктисом в качестве каймы. Знак ужа замыкающий, не пускающий внешнее внутрь. Часто его использование на поясах и в погребальных обрядах. Вплоть до 17 века широко, и до теперешнего времени редко существует в Латгале культ Молочной матери “Brehkt Peenu mahtes” (ее олицетворяет уж, живущий в доме). Ужи охраняли дом от молочных ведьм. Что подтверждают находки детских вещей, украшенных залктисом. И еще. В деревне Велец Витебской области, откуда есть моя родина, почитают «ужас» в хлеву коров по сю пору.
З. Знак Усиня (Usina Zime)
Для латгалов железного века знак не характерен – появляется в чистом виде на узорах мужских латгальских варежек только в 18 в. Г. Земитис полагает что геометрическая форма этого знака происходит от техники ткачества и вязания. Все латгальские вилайне 18 в. украшены «конями Усиня, что везут весной солнце». Усиньш – лошадиный бог балтов. Но это отождествление гипотетично – на конской сбруе латгалов не найдено знаков Усиня.